Техника боро: История японской традиции нашивать заплатки
Те, кто следит за рынком японской одежды, могли заметить частое нарочито грубое использование многочисленных заплаток, неаккуратно нашитых на джинсы, ценой в 50 тысяч йен. Это не нездоровый энтузиазм охочих до восстановления и латания винтажной одежды японцев, как можно было бы подумать. Фактически это целая традиция японского народа. Сегодня FURFUR разбирает искусство, история которого насчитывает не одну сотню лет — боро.
История боро
Само слово «боро» означает буквально «обрывки, тряпки» и достаточно ясно говорит о сути подобной техники: это одежда, состоящая из многочисленных сшитых друг с другом тряпок и лоскутов. Несложно догадаться, что традиция происходит из беднейших слоев японского общества.
Сотни лет назад японские крестьяне и ремесленники начали шить себе подобия кимоно и оби. Разумеется, и речи не заходило о дорогих материалах вроде шелка, из которых шили кимоно для аристократии. Да что там — даже хлопок считался тканью редкой и дорогой.
Иллюстрированный путеводитель по теХнике боро
Поэтому шили такие костюмы, например, из конопляной пеньки, которой на японских островах было навалом. Из соображений теплоизоляции появилась традиция прошивать конопляную ткань хлопковой нитью, более того — на ее основании были изобретены сотни разных техник орнаментального шитья: sashiko, hizhinasi или kogin.
Боро — это в первую очередь история практичности. Крестьяне не могли позволить себе шить новую одежду по каждому удобному случаю, они работали и отдыхали в одном и том же костюме, который постоянно приходилось укреплять и зашивать. Именно поэтому появилась эстетика многочисленных заплаток и нашивок из разных тканей — использовали то, что было под рукой. Со временем боро стало больше, чем одеждой — для бедных крестьян именно такие предметы быта стали проводником семейных традиций и истории, и они передавались из поколения в поколение.
Одним из доступных натуральных красителей в Японии всегда был именно индиго (о котором, кстати, мы уже писали более подробно), поэтому чаще всего винтажные боро окрашены именно в немного выцветший синий. Но по иронии судьбы, неискушенному зрителю кажется, что это какие-то предметы из коллекций японских дизайнеров конца прошлого или начала этого века.
На самом деле отчасти так оно и есть — как только Япония совершила свой стремительный экономический скачок, боро, в свою очередь, перешел из области реальной жизни в статус народного прикладного искусства, став объектом коллекционирования и вдохновения для дизайнеров.
Техника сасико
Саcико (в некоторых случаях транслитерируют как «сашико») в переводе с японского означает «маленький прокол», что в точности описывает технологию выполнения стежков. Судя по японским летописям, техника существовала уже в VIII веке, но настоящий ее расцвет пришелся, конечно, на эпоху активного развития боро, когда дополнительная простежка одежды толстыми нитями стала регулярной и общераспространенной практикой. Таким образом в холодное время года простегивали несколько слоев ткани на износившееся кимоно, в результате чего оно превращалось в некое подобие теплой стеганой куртки, к тому же значительно более прочной.
Вышивка на ткани
в технике сасико
Кстати, ремонтировали таким способом не только одежду, но и предметы домашнего обихода вроде подушек, одеял, пледов и чехлов. Сасико традиционно является женским ремеслом, именно таким «вышиванием» занимались островные женщины зимой, когда не нужно было работать в полях. Шитье было очень важным навыком в небогатых крестьянских семьях, поэтому девушка, желавшая удачно выйти замуж, должна была обладать мастерством сасико и боро.
Боро сегодня
По сути, боро, как и любой ярко выраженный этнический элемент, — отличный способ индивидуализировать собственный внешний вид. На фоне того, как быстро тиражируется любая интересная вещь, такие изыски смотрятся почти что экстравагантно.
Впрочем, боро — не для ленивых: любая вещь, стилизованная под эту технику, поистине уникальна, поскольку создается вручную и, естественно, стоит приличных денег. Конечно, в первую очередь великолепно эксплуатируют тематику именно японские марки. Это и специализирующаяся на дениме Blue Blue, и марка Sri, и те же Visvim, а также пара десятков брендов, о которых за пределами Страны восходящего солнца никто и не слышал. Но главным популяризатором боро, пожалуй, стоит называть токийский бренд Kapital (с которым активно сотрудничает Ник Вустер).
Одежда Kapital
Одежда Kapital
Дизайнеры марки подходят к концептуальной стороне своего дела с практически маниакальной дотошностью — все коллекции создаются на основе культурного наследия с разных континентов: узоры навахо, традиции аммонитов, эскимосов, шотландцев, милитари и, конечно же, боро и сасико. Кстати, в прошлом году на неделе моды в Париже Ким Джонс, ответственный за мужскую линию Louis Vuitton, представил в рамках весенне-летней коллекции совместную с Kapital линейку одежды, разработанную с использованием техники боро. Так что в скором времени японские лохмотья можно будет увидеть и в витринах модных бутиков.
Стиль «Боро» или японские заплатки — новый тренд в рукоделии
Японский дизайн часто стремится к динамике и асимметрии. Он выдает дорогие материалы за дешевые и наоборот. Стиль Боро объединяет заплатки, вышивку и лоскутное шитье в немыслимых формах. Японские заплатки придумали жители самых бедных районов японских городов еще в 16 веке. С одной стороны, одежду шили из самых дешевых лоскутов ткани. С другой — даже в этом японцы нашли определенную эстетику.
Самые первые вещи в стиле Боро шили из грубой пеньковой ткани хлопковой нитью. Вышивка делала одежду плотнее и теплее. Зародившись в самые бедных семьях, со временем Боро переросло в вид искусства, а самые ценные экземпляры одежды передавались из поколения в поколение как семейное сокровище.
Из-за бедности, некоторые японцы были вынуждены ходить в одних и тех же нарядах и на официальные мероприятия, положенные для людей их статуса, и на работу. Поэтому их одежда должна была быть практичной, удобной, но красивой. Ведь потерять лицо — самое страшное для жителя страны Восходящего Солнца.
Японские заплатки обычно шьют из плотной ткани, используя крупные стежки, расположенные в разных направлениях. Для разных лоскутов можно использовать нити разных цветов и толщины.
Заплатки могут быть классическими прямоугольными, удлиненными или других форм. Отделка хорошо смотрится и на одежде и в интерьере.
Вещи Боро не являются дешевыми, поскольку предполагают множество ручной работы.
Если вас покорил этот стиль, но вы не готовы тратиться на дорогую дизайнерскую вещь, постарайтесь освоить его самостоятельно. Вышивка бора отлично подходит для джинсовой ткани и вельвета.
Если боитесь сразу браться за крупные вещи, начните с аксессуаров.
Вот несколько примеров работ в стиле Боро для вдохновения.
«Ленивое Боро» — новая техника, сочетающая Восток и Запад
Слово «ленивый» на Руси — одно из самых ходовых. Когда оно относится к какой нибудь вещи или процессу, то обозначает упрощенную технологию, которая, тем не менее, дает вполне приемлемый результат. Например, «ленивые вареники» — кусочки теста с большим количеством творога, сваренные в кипятке как галушки. Или из сферы хендмейда — «ленивый жаккард» — двуцветное вязание, в котором попеременно вяжутся ряды то одного то другого цвета, а узоры получаются путем снятия или других манипуляций петель одного цвета в ряду другого цвета.
схема «ленивого жаккарда»
Официально пока такой техники «Ленивое боро» не существует, хотя если вам она придется по душе и вы будете ее использовать в своих работах, то у меня будет шанс войти в историю лоскутного шитья и «ленивое боро» на самом деле будет считаться новой техникой пэчворка.
Я пробую для себя новый вид лоскутной техники — японский пэчворк (новый, понятно, для меня а не для мира) — и в процессе ознакомления решила сшить сумочку по книге Петра Зырянова «Рюкзаки и сумки в стиле пэчворк». Как выглядит сумка из книги можно увидеть на фото внизу. Обратите внимание на клапан сумки — он сделан в виде аппликации из маленьких трапеций.
По технологии Петра сумка шьется поэтапно, и клапан — предпоследняя операция, перед тем как приделать ремешок. Так вот, сшив «тело» сумки, внутренний потайной карман и внешний накладной (а основные операции проделываются вручную, в этом «соль» японского пэчворка) и дойдя до наборного клапана, я, что называется «сломалась». Представила себе как я буду выкраивать все эти трапеции, вкладывать в них картонные вкладыши, отутюживать, сшивать между собой . в общем, на эту работу должно было уйти не меньше двух недель, ведь я же не японка!
И тут я вспомнила о технике «пицца». которая заключается в том, что на основу раскрадываются лоскутки и остатки тканей, закрываются куском фатина или органзы и прострачиваются. Получается такой пестрый лоскутный «пирог» из которого мастер делает сумки, ланч-маты, отделку для верхней одежды и многое другое. А почему бы не «скрестить» японское боро (мы же шьем сумочку по японской методике) с западной «пиццей» . Получается «ленивое боро» — потому что лоскутки подобраны в стиле боро (клетка, фактурный хлопок, джинса) а соединены в технике «пицца» то есть не постепенно как в боро, а сразу. Что то вроде ленивых вареников, в которых и начинка и тесто соединены вместе, если продолжать кулинарную аналогию. Сказано — будем делать «ленивое боро».
1. В качестве подложки я обычно беру простую нетканую салфетку, из тех что продаются в Ашане пачками по три штуки. Практически тот же флизелин, но на порядок дешевле чем в магазине товаров для рукоделия. На салфетку кладем лоскут «паутинки» такого же размера что и салфетка -30х30 см. Начинаем выкладывать слои «пиццы», начиная с самых больших и самых темных лоскутков. Они создадут фон готового полотна.
2. Затем выкладываем лоскутки посветлее. Их я нарезала прямоугольными кусочками ножницами «зиг-заг» (см статью про ножи и ножницы для пэчворка ,там про это рассказано подробнее), поскольку стиль боро предполагает прямые линии и вообще некую геометричность, сочетание порядка и хаоса.
3. Верхний слой лоскутов — кусочки классического красно-зеленого тартана (остатки от бывшей юбки)и несколько лоскутов вязаного трикотажа.
4. Теперь накрываем всю конструкцию фатином. Он с голубоватым оттенком (это был первый вариант во втором я взяла кремовый фатин) и практически не заметен на фоне лоскутов.
5. Закрепляем лоскуты на основе — проглаживаем всю конструкцию через бумагу для выпечки. Помните, мы выкладывали слои на паутинку? Под утюгом она плавится и слои начинают скрепляться между собой. Но нам предстоит еще закрепить их стежкой.
Это второй вариант моей заготовки «ленивое боро», детали те же но фатин не голубой а кремовый. После обработки утюгом закалываем «пирог» булавками достаточно густо, нужно чтобы фатин не ерзал под иглой швейной машины.
Булавки закалываем в разном направлении, в обязательном порядке фиксируем центр , края и борта «пирога».
6. Прострачиваем заготовку. Я начинаю с середины, чтобы ее сразу зафиксировать потом делаю строчки по диагонали от угла к углу и далее строчу простыми параллельными стежками — сперва вдоль, потом поперек заготовки. Строчку машины можно выбирать любую, мне иногда нравится ставить отделочную, так эффект получается интереснее.
Вот такое получилось «ленивое боро» с лицевой стороны. Уже интересно!
А это изнаночная часть; Она будет закрыта подкладкой.
7. Придаем дополнительный эффект и фактуру — проходим по заготовке горячим воздухом из строительного фена (опционально). Фатин местами плавится и создает интересные дискретные дырочки, через которые проглядывают лоскуты.
Наше «ленивое боро» готово. На все про все, от начала до конца ушло часа два времени.
Выкраиваю деталь клапана по выкройке из книжки Зырянова.
Готовый клапан сумки, Я поставила его на подкладку и окантовала тем же тартаном. Еще предстоит соединить клапан с «телом» сумки, пришить магнитный замочек и поставить ремешок. Но в целом сумка готова,
Если содержание статьи было для вас полезным — ставьте «лайк» (хотя я бы сама с удовольствием «лайкала» тем, кто меня читает) и делайте ссылку на нее в ваши соцсетях — она может оказаться полезной вашим друзьям.
Вам есть что рассказать о своем опыте в валянии или вы хотите задать вопрос — комментарии внизу статьи к вашим услугам.
И подписывайтесь на канал «Женские дела» чтобы получать свежие интересные и полезные материалы каждый день прямо в свою ленту.
Японская техника боро: традиции нашивать заплатки
Узнаем историю техники и посмотрим подборку современных вещей определенно вписывающихся в стилистику Бохо.
История
Само слово «боро» означает буквально «обрывки, тряпки» и достаточно ясно говорит о сути подобной техники: это одежда, состоящая из многочисленных сшитых друг с другом тряпок и лоскутов. Несложно догадаться, что традиция происходит из беднейших слоев японского общества.
Сотни лет назад японские крестьяне и ремесленники начали шить себе подобия кимоно и оби. Разумеется, и речи не заходило о дорогих материалах вроде шелка, из которых шили кимоно для аристократии. Да что там — даже хлопок считался тканью редкой и дорогой.
Поэтому шили такие костюмы, например, из конопляной пеньки, которой на японских островах было навалом. Из соображений теплоизоляции появилась традиция прошивать конопляную ткань хлопковой нитью, более того — на ее основании были изобретены сотни разных техник орнаментального шитья: sashiko, hizhinasi или kogin.
Боро — это в первую очередь история практичности. Крестьяне не могли позволить себе шить новую одежду по каждому удобному случаю, они работали и отдыхали в одном и том же костюме, который постоянно приходилось укреплять и зашивать. Именно поэтому появилась эстетика многочисленных заплаток и нашивок из разных тканей — использовали то, что было под рукой. Со временем боро стало больше, чем одеждой — для бедных крестьян именно такие предметы быта стали проводником семейных традиций и истории, и они передавались из поколения в поколение.
По сути, боро, как и любой ярко выраженный этнический элемент, — отличный способ индивидуализировать собственный внешний вид. На фоне того, как быстро тиражируется любая интересная вещь, такие изыски смотрятся почти что экстравагантно.
Впрочем, боро — не для ленивых: любая вещь, стилизованная под эту технику, поистине уникальна, поскольку создается вручную и, естественно, стоит приличных денег. Конечно, в первую очередь великолепно эксплуатируют тематику именно японские марки. Это и специализирующаяся на дениме Blue Blue, и марка Sri, и те же Visvim, а также пара десятков брендов, о которых за пределами Страны восходящего солнца никто и не слышал. Но главным популяризатором боро, пожалуй, стоит называть токийский бренд Kapital.
Дизайнеры марки Kapital подходят к концептуальной стороне своего дела с практически маниакальной дотошностью — все коллекции создаются на основе культурного наследия с разных континентов: узоры навахо, традиции аммонитов, эскимосов, шотландцев, милитари и, конечно же, боро и сасико.
Надо признаться, что техника Боро хоть и самобытна, но достаточно сложно вписывается в современный гардероб. Дизайнеры используют лоскутную технику с осторожностью и комбинируют с привычными представителями стиля casual.
Из-за изначального цвета (индиго) и плотности материала (конопля), в современной моде для Боро используют в основном деним. Джинса как нельзя лучше подходит — это и синий цвет и плотность и красивая потрепанность лоскутов.
Так же для создания вещей в этом стиле подходит плотный трикотаж, хлопок, лен. Но самое главное — вам понадобится или много времени и терпения, потому что каждая вещь создается в ручную.