В древние века не было гендерных различий в одежде. Мужчины и женщины имели подобные вещи в своем гардеробе. Это касалось и юбки.
Прототип современной юбки – набедренная повязка первобытных людей. Использовалась она исключительно с целью защиты тела. Ее носили и женщины и мужчины. Особого кроя не было. Шкуру животного просто оборачивали вокруг бедер. Позже набедренная повязка появляется в костюме древних египтян. Она атрибут мужского гардероба. Повязка-юбка (схенти) изготавливалась из льна, имела строгую геометричную форму, полученную за счет драпировки. Схенти по талии закрепляли шнуром или поясом. Особое значение имела длина. Чем длиннее юбка, тем знатнее ее обладатель.
По длине определяли, выражаясь современным языком, социальный статус человека и в костюмах Древней Греции и Рима. Женщины, наоборот, в отличие от представителей сильного пола, часто обходились без юбок. Основным видом одежды было платье.
Сегодня юбка стала предметом именно дамского гардероба. Исключение составляет лишь шотландский килт. Без нее не обходится ни одна современная женщина. Юбка наряду с рядом других видов одежды входит в состав так называемого «золотого фонда». Это те вещи, которые на протяжении ни одного столетия закрепили свою значимость и прочно «осели» в наших шкафах. Юбка позволяет подчеркнуть женственность, изящество, грацию женской фигуры. Она в зависимости от кроя, ткани, отделки может использоваться для повседневной носки, является предметом дресс кода, а также отличным вечерним вариантом в комплекте с блузой или топом.
Как и на любой другой вид одежды, особое влияние на юбку оказывало время, особенности культуры, быта, этническая принадлежность, архитектура, климат. Не всегда юбка была такой демократичной, как в настоящее время. Она претерпевала множество изменений.
Сам термин «юбка» в русский язык пришел из польского, а в польский из немецкого. Как таковая она появилась в качестве самостоятельного вида поясной одежды в 15 веке. Ее называли «готической юбкой». Именно с этого времени юбку носят отдельно от лифа. Длина была в пол, этого требовало само время. В средневековой одежде не допускалось открытых частей тела. Для того, чтобы внешне показать степень своей знатности, к юбкам пришивали шлейфы. Их длина напрямую зависела от сословия. Так, например, длина шлейфа королевы была в 11 локтей, у герцогинь в 3 локтя.
В 16 веке мода на шлейфы прошла. В то время законодателем мод была Испания. Именно в этой стране появилась юбка «вердугадо», названная так потому, что она была на обручах (на испанском языке обруч – вердуго).
Обручи значительно позволили уменьшить вес юбки, которая ранее имела несколько слоев и подбивалась конским волосом. Эта была вынужденная мера, направленная на получение модной, на тот период, объемной формы юбки. Чтобы надеть такую юбку, ее сначала ставили на пол, женщина входила внутрь, а потом юбку закрепляли на талии. Без посторонней помощи было не обойтись.
Ряд испанских исследователей связывают появление юбки «вердугадо» с именем королевы Кастилии и Леоны Жуане Португальской, которая скрывала с ее помощью свою беременность. Очень часты в истории моды подобные факты. Фантазия одного человека задает модный тон всем остальным.
К концу 16 века из-за изменения канонов красоты и пропорциональных соотношений в костюме изменили и форму юбку. Она стала еще более широкой в нижней части.
17 век «раскрепостил» дам. Юбки стали более удобными, не стало жестких конструкций. Однако, поскольку в моде остался силуэт с узкой талией и широкими будрами, стали надевать сразу несколько юбок. Зимой их количество достигало 12. Следует отметить, что нижняя юбка была всего одна. В этом столетии уже не было моветоном слегка обнажить щиколотку.
В 18 веке снова в моду вошли каркасы, задающие силуэт юбки. Каркасы изготавливали из деревянных планок, соединяли клеенкой, поэтому при ходьбе юбка издавала шорох. Такие юбки называли «крикуньями». В них было запрещено посещать храмы. У тех, кто не слушал запрета, юбку забирали и публично сжигали.
К 80-м годам 18 века чтобы еще больше расширить юбку изобрели каркас из китового уса – фижмы. Сзади ниже спины еще привязывали валик или подушку. Юбка стала огромных размеров, в ней уже невозможно было входить в дверной проем. Поэтому появился складной каркас.
В начале 19 столетия силуэт стал менее широким. Нижнюю юбку снова стали подбивать конским волосом для жесткости и придания колоколообразной формы. Уже сверху надевали несколько юбок. Их общее число достигало 6. Моветоном было носить цветные юбки. Только белые.
В середине 19 века в моде кринолин – чехол из льна, который переплетали конским волосом. Позже кринолин был заменен костяными обручами, а затем и проволочным каркасом. Кринолины стали настолько громадными, что появилось немало карикатур на дамский «туалет».
К концу 19 века вводится турнюр – специальный валик, который подкладывали сзади, тем самым создавая ультрамодный S-образный изгиб фигуры. Карикатуристы не обошли вниманием и этот писк моды.
Демократизация общества в 20 веке, борьба женщин за эмансипацию, появление класса работающих женщин внесли лепту и в форму юбки. Она стала более похожа на современную классическую юбку. Юбка была прямой, длинной и уже без корсета.
В начале века примерно в 10-14 годах появилась «хромающая» юбка. Она была длинной и очень узкой, перехваченной у щиколотки, так что передвигаться в ней было весьма проблематично. Распространению в массы она обязана актрисе Цецилии Сорель, которой согласно роли необходимо было длительное время стоять у колонны, а затем «отделиться» от нее. «Хромая юбка», разработанная домом Пакен, для этого была самая подходящая. Именно тогда после представления многие дамы захотели иметь такую вещь. Как известно «мода требует жертв». Именно такими жертвами и стали дамы в «хромой юбке».
Во многом на образ юбки повлиял театр, а еще больше танцы. В 18-19 веках приоритет был у вальса, в начале 20 века – танго, затем чарльстон, а позже рок-н-ролл. Поэтому юбки стали видоизменяться, их длина динамично стала подниматься вверх. Самыми изящными и сексуальными были юбки для чарльстона с высоким разрезом, приоткрывающим изящные женские ножки. Такой «фасон» многими был воспринят в штыки. Например, в США в штате Иллинойс законодательно хотели запретить носить юбки выше 15 сантиметров от уровня пола.
Вообще, в 20 веке юбка, впрочем, как и многие иные виды одежды, менялась почти каждое десятилетие. В первую очередь менялась длина. Знаменитая Коко Шанель прогнозировала, что юбка «остановится» на линии середины колен, но она ошиблась. Появились мини-юбки, которые достигли своего апогея в 70-х годах. Оптимальной считалась длина на уровне опущенных вниз рук. Мэри Куант – создатель мини-юбки за ее популяризацию в 60-х годах получила орден за заслуги в британском экспорте.
После мини длина снова дошла до макси, но продержалась она недолго. Помимо длины менялся и силуэт. От прямой типа «футляр» юбки до трапециевидной формы в стиле «new look».
Помимо вариации по длине, силуэту, в 20 веке менялась и конструкция юбки, средства ее формообразования. Так, появляются юбки-тюльпаны, юбка-карандаш, «американка» (petticoat), юбка-баллон, юбка-брюки (jupe culotte), юбка с запахом (wickelrock), туту, саронг и ряд других.
Сегодня нет строгих канонов по длине и форме юбки. Дизайнеры, конечно, акцентируют внимание на этих аспектах, но каждая современная модница вправе сама выбирать понравившуюся модель. Уместны юбки разных стилей и направлений. Особое внимание уделено крою, тканям и сочетанию разных по структуре и текстуре материалов. Все это способствует появлению нового образа для давно зарекомендовавшего вида одежды.
Юбку вправе можно назвать центральной вещью дамского гардероба. С ней возможны любые комбинации, была бы фантазия. Длинные в пол, короткие или сдержанной длины до середины колен юбки незаменимы в различных ситуациях. Они удобны, практичны, а главное женственны. Именно поэтому, несмотря на активный ритм жизни, женщина всегда хочет оставаться женщиной и в этом ей помогает именно юбка. Она всегда на пике популярности, главное уловить модные тренды.
Автор:
О себе:
Творчество — для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью. Хобби — коллекционирование декоративных наперстков
Юбки с вышивкой начало 20 века
Продолжаю уже начатую тематику » Шьем самостоятельно изделия по книгам «.
Начало этой рубрики положила тема Кроим и шьем мужские сорочки 20 в в этом блоге.
В это раз предлагаю вместе с вами рассмотреть пошив простой 3-х шовной юбки по книге Шаховской за 1911 год.
Немного напомню этот период модерна:
Из истории реформы костюма.
Начало реформы в одежде положила Америка. Женщины, принимавшие участие в путешествии пионеров на Запад, начали поиски новых форм одежды.
Прежде всего старались реформировать неудобную юбку. Амелия Блюмер в 1840-х годах предложила женский костюм, характерным элементом которого были шаровары. Однако штаны в моду женщин начали входить только к концу 19 века.
В Англии реформа костюма начала набирать обороты в 1882 году, где во главе стояли врачи. Ими была поставлена задача достичь свободы движение в одежде, ликвидировать давление на тело и свести его до минимума. И вновь пришло решение: разделить юбку на две штанины.
В 80-х годах XIX века в Швейцарии так же образовался союз, целью которого было проведение реформы в женской одежде. Первая публикация появилась в 1886 г. Это была программа эстетики, гигиены, рациональности и экономичности в женском костюме.
Подобные союзы или товарищества были созданы так же в Нидерландах, Франции, Италии, Австрии, Румынии,а позднее и в Германии.
Главными факторами, влияющими на реформу женской одежды, были постепенная эмансипация женщин, возросшее понимание значения здоровья и гигиены, излишества в одежде женщин имущих классов, а так же развитие промышленности. Определенную роль, конечно же, сыграло вмешательство художников в область моды.
Так же одной из важнейших причин, вызывавших необходимость реформы, была чрезмерная роскошь, в одежде женщин правящих классов в конце XIX и начале ХХ веков.
Вторая причина, заставившая французских портных перестраиваться на проектирование менее роскошных, чем ранее, ансамблей, заключалась в невозможности дальнейшего повышения цен для менее обеспеченных слоев населения, которое, составляло большую часть клиентуры. В основе изменений в направлении упрощения одежды лежали и соображения экономики.
Постепенно промышленность стала перестраиваться на выпуск женской одежды, т.к мужская уже давно выпускалась на фабриках. Прежде всего стали производится более упрощенные модели женского костюма, имевшие черты определенной устойчивости — блузки, жакеты, юбки.
В начале ХХ века привилась форма принцесс, соединившая в себе формы платьев модерн и реформ и ставшая переходной от одной моды к другой. Так мода и реформа пошли в конце концов рука об руку, что можно считать победой реформаторов.
Реформа белья началась с ликвидации чрезмерного числа предметов путем соединения двух предметов в один ( например, лифа с юбкой, лифа с панталонами, рубахи с панталонами), а так же ношений одной нижней юбки вместо нескольких.
К периоду 1907-1915 года в одежде стали модны более светлые ткани. Изменилось и их применение: более светлые стали носить днем, более темные — вечером. В вечерних туалетах перемены были небольшими,а дневная одежда посветлела заметно. Например, цвета темно-песочный, коричнево-табачный и т.п. уступили место бледно-розовому и бледно-голубому.
Очень важную роль в формообразовании моды ХХ в. играли ткани, свойства и способ применения которых диктовал характер силуэта во все периоды моды. Новые лини моды рождались прежде всего под влиянием технологического свойства ткани, а уж затем их фактур и рисунков.
К 1907- 1915 годам крой верхних и нижних юбок стал очень упрощенным. Линия колокола уступила место линии футляра. Юбки уже не доходили до земли и башмаки были видны полностью. Еще в 1907-1908 гг юбки кроили из шерсти или семи клиньев, расширенных книзу. К 1910 это расширение было уже минимальным, клинья стали шире и прямее.
В последующий период юбки кроили из двух-четырех прямых полотнищ и вставляли в швы клинья, которые называли веерами (годе) Постепенно юбки стали предельно облегающими и имели одно или несколько закруглений у швов внизу.
Ко мне обратилась одна дама, с вопросом по пояснению построения 3-х шовной юбки по книге Шаховской -руководство по крою за 1911 год.
Дав ей все пояснения, я решила эту тему озвучить уже с подробнее на страницах своего блога, что и предлагаю ниже:
Шьем самостоятельно 3-х шовную юбку эпохи модерн по книгам за 1911 год.
Прежде чем начинать шить по историческому крою, нужно знать:
1. — конечный вид изделия. Если присмотреться ко всем видам юбок с 1900 по 1915 годы, то основа идет единая: передняя средняя часть и уже различного вида боковины с отделкой и без и модной в то или иной период длиной самой юбки.
2. — все модели до 1910 -х годов строились точно по фигуре. И вообще обучение конструирования швейных изделий тогда начиналось с. изучения строения фигуры. А это значит, что все нюансы фигуры в обучающей литературе по шитью до середины ХХ века учтены. Сейчас же все упрощено, и именно по -этому лишние кривые линии на чертежах смущают новичка по шитью, решившего попробовать восстановление того или иного вида одежды прошлых веков.
3. Внимательно читать нужно ВСЮ книжку. Т.к. раньше писали все просто и ясно, НО! одно задание для упрощения повествования выходит из другого, последовательно и очень подробно.
4. Для наглядности, если человек все делает в первый раз, лучше сделать пробник (из старой простыни, например).
В книге кроя на странице по 3-х шовной юбке дается чертеж не совсем понятный с первого взгляда.
И конечно же, несведующему человеку ничего не понятно. Где 3 шва? почему не хватает чего-то.
Однако, прочитав все внимательно (начало как у книги с пояснениями, так одновременно смотреть предыдущие пояснения по крою от составителя книги по нужному виду изделия), разбираемся:
В книге Шаховской можно увидеть, что при построении кроя на 3-х шовную юбку в книге написано, ПЕРЕД этим построение юбки на 5 швов. Именно оно и является базовым в этом случае.
Во второй части книги Шаховской читаем: при построения 3-х шовной юбки сказано,что ПЕРЕД такой же как у юбки в 5 швов(рис. 26). Это значит, что центр юбки с перегибом нужно смотреть и брать от юбки в 5 швов, а уже бочок, переходящий в заднее полотнище пристраиваете по новому чертежу (рис. 29)
В результате получается три шва: два : середина переда с боковыми-задними, один — заднее полотнище(где под углом все идет).