- Творческие проекты и работы учащихся
- Подробнее о проекте:
- Оглавление
- Выбор материалов для вышивки
- Выбор модели
- Выбор инструментов и приспособлений для вышивки
- Правила техники безопасности при вышивании
- Технология выполнения вышивки крестом
- Маршрутная технологическая карта вышивки картины крестом
- Экономическое обоснование
- Связь вышивки с экологией
- Самооценка
- Творческий проект «Вышивка крестом»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Творческие проекты и работы учащихся
Творческая проектная работа по технологии «Вышивка крестом» содержит краткие определения таких распространенных видов рукоделия, как вязание, шитье и вышивание, представляет краткое изложение истории вышивки и рассматривает особенности техники вышивания «крестом».
Подробнее о проекте:
В ходе работы над ученическим творческим проектом по технологии автор разработал технологию выполнения работы по изготовлению картины в технике вышивки «крестом», провел подсчет затрат на выполнение творческого проекта по вышиванию, установил положительную роль вышивки в сохранении экологии.
Оглавление
Введение
1. История вышивания
2. Выбор материалов для вышивания.
3. Выбор инструментов и приспособлений для вышивания.
4. Правила техники безопасности.
5. Технология выполнения картины вышивкой крестом.
6. Экономическое обоснование картины вышивкой.
7. Связь вышивки с экологией.
Самооценка
Рекламный проект
Использованная литература
Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и цветовой гамме. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение окружающего мира каждого народа. В Западной Европе счетная вышивка стала популярна в XVI веке.
Основными темами для вышивки в те времена были библейские сюжеты и тексты, сочетающие различные техники выполнения. К концу XVIII века на образцах вышивки стал преобладать классический стежок крестом, а по тематике вышивки стали более разнообразны.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конную сбрую, жилище, предметы быта. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в X веке.
С XVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и народными обрядами. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение.
Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.
В разных областях Руси были свои особенности и приемы вышивания крестиком. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.
В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.
Выбор материалов для вышивки
Удача при выполнении любой вышивки во многом зависит от правильного выбора ткани и ниток: толстыми нитками вышивают по грубому полотну; тонкие применяют для более тонкой работы. Для вышивания крестом используют и плательные ткани, поверхность которых легко делится на квадраты благодаря льняному переплетению нитей или подходящей окраске.
Нитки для вышивания выбирают в соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки. Наиболее распространённые и пригодные для любого вида техники вышивки нитки – мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка. Бывают они разных цветов и оттенков и выпускают их в одно или шесть сложений.
Выбор модели
Вышивание крестом положительно действует на нервную систему, а, следовательно, на все здоровье. У меня большое преимущество перед другими в том, что такой вышитой картины, как у меня, ни у кого не будет. Также я выигрываю и в денежном отношении.
Когда я вышиваю, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в вышивке крестом. Перед началом работы я выбираю на свое усмотрение эскиз. Я подумала и решила вышить картину «Мамонтёнок», она будет украшением моего домашнего интерьера.
Больше всего для вышивки крестом подходят льнообразные полотна с полотняным переплетением или канва. Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.
Выбор инструментов и приспособлений для вышивки
Для лучшего закрепления ткани в пяльцах меньший обруч плотно обвертывают тонкой тканью. Подготовленную для вышивания ткань накладывают на меньший обруч, сверху надевают большой, и материал туго натягивают со всех сторон. Если необходимо выполнить вышивку на небольшом лоскуте ткани, то к нему пришивают другую ткань, затем равномерно натягивают, чтобы нитки не перекосились. Если же рисунок большой и не вмещается в границах пялец, его вышивают по частям.
Иголки лучше брать короткие с длинным ушком, чтобы нитка свободно протягивалась. Начинающие должны использовать иглы больших размеров. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с тканями и нитками (на тонких тканях вышивают тонкими нитками и иглами). В работе (вышивании) используют обыкновенные бытовые ножницы и маленькие, с загнутыми острыми концами, отточенными лезвиями.
Напёрсток при вышивании облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при вышивании по грубым тканям. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Предпочтение рекомендуется отдавать металлическому.
Сантиметровую ленту или линейку применяют для определения места вышивания и для разметки сетки.
Принадлежности для вышивания лучше хранить в отдельной коробке или корзинке, чтобы все было под рукой. Бережливость даёт возможность дольше ими пользоваться.
Правила техники безопасности при вышивании
Необходимо приучать себя к соблюдению правил безопасности во время работы:
- Осторожно пользоваться инструментами;
- Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять её на рабочем месте;
- Игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери её сразу же надо искать;
- Не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
- Передавать ножницы друг другу только кольцами вперёд;
- Не брать в рот нитку, ткань, иголки;
- Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
- Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Обязательно найти потерянную иголку;
- Не шить ржавой иголкой: она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться
- Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.
Правильная посадка во время вышивания заключается в следующем:
- Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;
- Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд;
- Голову слегка наклонить вперёд;
- Нельзя опираться грудью о стол;
- Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см;
- При работе не следует ставить локти на стол;
- Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см;
- В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Технология выполнения вышивки крестом
Если нужно вышить ряд сплошных «крестиков» по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одном направлении, а затем перекрывают их вторым рядом косых стежков в обратном направлении. При вышивании «крестом» стежки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Вышивка на изнаночной стороне имеет вид вертикальных или горизонтальных стежков. Рабочую нить закрепляют без узла с изнаночной стороны под частью вышивки.
Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке.
Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной. После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние. Лучше не завязывать узелков для закрепления нити, так как они могут потом при глажении проявиться на лицевую сторону вышивки.
Маршрутная технологическая карта вышивки картины крестом
- Выбор схемы картины
- Подбор канвы и инструментов
- Подбор цветного мулине
- Вышивка крестом по схеме
- Влажно-тепловая обработка изделия
- Оформление в раму.
Экономическое обоснование
Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия.
На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:
- Набор для вышивания (канва, рисунок, мулине) — 40 рублей
- Пяльцы (диаметр — 15 см) — будут использоваться как рама — 40 рублей
- Иглы для вышивания (набор) — 20 рублей
ИТОГО — 100 рублей
Связь вышивки с экологией
Вышивание – это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека. Стоимость моей картины в рамках проекта невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать самой работу, чем купить аналогичную на рынке. Я довольна своей работой. Надеюсь она всем понравится.
Самооценка
Оцениваю свою работу по следующим пунктам:
- Все ли я сделала?
- Получился ли у меня проект?
- Довольна ли я своим изделием?
- Хочу ли я в нём что-то исправить?
Ответив на все эти вопросы, оцениваю собственную работу.
Я довольна своей работой по технологии, проект по вышивке крестом завершен. Надеюсь результат всем понравится.
Творческий проект «Вышивка крестом»
В данном проекте рассказывается об истории вышивки.показана последовательность выполнения изделия, составление опорной схемы размышления. Самооценка работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vyshivka_krestom_popovoy_nasti.docx | 939.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Степановский филиал ГБОУ СОШ с.Камышла
Выполнила: ученица 8 класса Акишина Ольга
Руководитель: Тихонова Татьяна Сергеевна
1.Выбор и обоснование проблемы
2.Определение конкретной задачи и её формулировка
3.Выявление основных потребностей к изделию
5.Разработка идей, вариантов
6.Анализ идей и выбор лучшего варианта
7.Составление опорной схемы размышления
8.Выбор материалов, инструментов, оборудования
9.Последовательность изготовления изделия
10.Правила безопасного труда
12.Контроль качества и экологическое обоснование
14.Оценка и самооценка
1. Выбор и обоснование проблемы
… Едва ли есть высшее из наслаждений,
Как наслаждение творить.
Чтобы моя комната была уютной совсем необязательно покупать какие–нибудь вещи, которые могли бы украсить и придать ей домашний уют. Можно, конечно, приобрести в магазинах красивые картины, панно, сочетающиеся по цвету с обстановкой, или, например, искусственные цветы, которые могли бы занимать в комнате любой угол, придать ей тем самым веселое, радостное настроение.
Но гораздо интереснее, когда сам сделаешь что-нибудь для своего дома. К примеру, подошли бы вышитые картины, к тому же ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда – то много веков назад и до наших дней вышивали искусные мастерицы.
Кроме сказанного выше, моя мама, как и я очень любит вышитые изделия. Так почему бы не порадовать ее, украсив наш дом аккуратными и приятными на вид картинами. Тем более, зная, что я сделаю приятно не только себе, но и близким людям, процесс вышивания картин будет еще интереснее для меня. А это имеет немалое значение – ведь когда знаешь, что твоя работа не будет бесполезной, и работаешь с удовольствием.
2.Определение конкретной задачи и её формулировка
Подумав, я выбрала вышивку крестиком, потому что мне очень нравится эта техника, к тому же это несложно.
3.Выявление основных потребностей к изделию
По моему мнению, изделие должно быть аккуратно вышито, чистым, поглаженным и красивым.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери — прародительнице — непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -«репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из 8 — ми лепестков — лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» — дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:
- в центре, всадники или птицы по сторонам;
- держащая ветки или светильники;
- с птицами в руках и т.д.
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной
по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы : северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.
Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.