Задумала торопливая белочка сарафан шила

Задумала торопливая белочка сарафан шила

Логопед: «Почему я подчеркнула эти слова, если они такие разные по смыслу?»

Дима: «Они одинаково говорятся».

Логопед: «Они произносятся одинаково. Это правильно.

Но совсем разные по смыслу, так как у них разные общие части. Подберите слова, общие по смыслу со словом лизать».

Учащиеся: «Подлиза, лизун . »

С названными словами составляются предложения, затем они анализируются.

Следующие 4-5 занятий посвящены практическому усвоению учащимися способа образования слов с помощью приставок.

Приводим фрагмент занятия на тему «Образование слов с помощью приставок».

На доске написан текст:

Задумала торопливая белочка сарафан шить. Один кусок отрезала. Другой кусок отрезала. Весь шелк изрезала.

Стала терпеливая куница сарафан шить. Семь раз примерила. Семь раз отмерила. Хороший сарафан сшила!»

Логопед: «Прочитайте, что говорится про белочку».

Ученик: «Задумала торопливая белочка сарафан шить. Один кусок отрезала. Другой кусок отрезала. Весь шелк изрезала».

Логопед: «Прочитай слова, близкие по смыслу».

Ученик: «Отрезала, изрезала».

Логопед: «От какого слова они образовались?»

Ученик: «От слова резать».

Логопед: «Перед каждым из вас лежит кусок ткани. Возьмите ножницы. Покажите, как белка «отрезала один кусок».

Учащиеся отрезают кусок ткани.

Логопед: «А теперь покажите, что значит «изрезала весь шелк». А теперь скажите «отрезала и изрезала — это одинаковые слова?»

Петя: «Нет, нужно делать разное».

Логопед: «Эти слова обозначают разные действия. А теперь прочитайте, что сказано про терпеливую куницу».

Саша: «Стала терпеливая куница сарафан шить. Семь раз примерила. Семь раз отмерила. Хороший сарафан сшила!»

Логопед: «Прочитай слова, близкие по смыслу».

Саша: «Примерила, отмерила».

С помощью логопеда значения слов примерила, отмерила уточняются.

Логопед: «Прочитайте внимательно этот абзац. В нем есть еще одна пара слов, близкая по смыслу».

Однажды торопливая белочка сарафан шила.взяла красивый материал.один кусок отрезала другой отрезала.всю ткань изрезала.Стала терпиливая куница шить.семь раз примерила несколько раз отмерила.хороший сарафан получился!Укажи в выделиных словах в именах прил корни и суфиксы в глаголах корни и приставки.выделиные слова: торопливая,красивый,отрезала,изрезала,примерила,отмерила.

Корни и суф. Тороп -корень, лив — суф. Крас-корень, ив -суф.
Корни и прист. От — прист., раз — корень, из -прист., рез -корень, при -прист., мер — корень, от -прист., мер -корень.

1. Запятая после землю;
2. Запятая после лает;
3. Запятая после в саду;
4. Запятая после убыль

1 предл. Солнце подлеж., нагревает сказ., дождь подлеж., дает сказ. Теплыми — определение, лучами, землю, влагу- дополнение.
2. Предл. Собака — подлеж., лает и кусает- сказуемые. На смелого трусливого — определения.
3. Предлож. Деревья — подлеж., отцвели- сказ., лепестки- подлеж., усыпали — сказ. Деревья, в саду, дорожки, сада- дополнения, белые- определение.
4. Предлож. Дни- подлеж., идут- сказуемое, ночи — подлеж., прибывают- сказуемое, на убыль- обстоятельство

Боржоми -женский род

Дзюдо- средний род

Драже-средний род
Жалюзи-средний род

Слово растирялся:
проверочное слово — потЕря ( корень -тЕр-, ударная гласная Е),
проверяемое слово — расТЕРялся.
Слово трапинке :
проверочное слово — трОпы, трОпка (корень — ТРОП-, ударная гласная О),
проверяемое слово — ТРОПинке

Задумала торопливая белочка сарафан шила

Логопед: «Почему я подчеркнула эти слова, если они такие разные по смыслу?»

Дима: «Они одинаково говорятся».

Логопед: «Они произносятся одинаково. Это правильно.

Но совсем разные по смыслу, так как у них разные общие части. Подберите слова, общие по смыслу со словом лизать».

Учащиеся: «Подлиза, лизун . »

С названными словами составляются предложения, затем они анализируются.

Следующие 4-5 занятий посвящены практическому усвоению учащимися способа образования слов с помощью приставок.

Приводим фрагмент занятия на тему «Образование слов с помощью приставок».

На доске написан текст:

Задумала торопливая белочка сарафан шить. Один кусок отрезала. Другой кусок отрезала. Весь шелк изрезала.

Стала терпеливая куница сарафан шить. Семь раз примерила. Семь раз отмерила. Хороший сарафан сшила!»

Логопед: «Прочитайте, что говорится про белочку».

Ученик: «Задумала торопливая белочка сарафан шить. Один кусок отрезала. Другой кусок отрезала. Весь шелк изрезала».

Логопед: «Прочитай слова, близкие по смыслу».

Ученик: «Отрезала, изрезала».

Логопед: «От какого слова они образовались?»

Ученик: «От слова резать».

Логопед: «Перед каждым из вас лежит кусок ткани. Возьмите ножницы. Покажите, как белка «отрезала один кусок».

Учащиеся отрезают кусок ткани.

Логопед: «А теперь покажите, что значит «изрезала весь шелк». А теперь скажите «отрезала и изрезала — это одинаковые слова?»

Петя: «Нет, нужно делать разное».

Логопед: «Эти слова обозначают разные действия. А теперь прочитайте, что сказано про терпеливую куницу».

Саша: «Стала терпеливая куница сарафан шить. Семь раз примерила. Семь раз отмерила. Хороший сарафан сшила!»

Логопед: «Прочитай слова, близкие по смыслу».

Саша: «Примерила, отмерила».

С помощью логопеда значения слов примерила, отмерила уточняются.

Логопед: «Прочитайте внимательно этот абзац. В нем есть еще одна пара слов, близкая по смыслу».

Логопедическое занятие «Словообразование. Образование слов при помощи приставки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»

Логопедическое занятие «Словообразование. Образование слов при помощи приставки»

Лютова Светлана Владимировна

Познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах.

Развивать у детей умение образовывать слова префиксальным способом.

Тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающих действия предметов.

Учить соотносить приставки с их схематичным изображением.

Учить детей образовывать относительные прилагательные, работать с антонимами.

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление.

Создавать условия для успешной работы на занятии.

Способствовать проявлению интереса к занятию, созданию дружеской обстановки.

Развивать умение взаимодействовать в группе сверстников.

Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: схемы для обозначения образования слов и приставок (на доске); картинка с изображением действий, карточки с текстом.

1. Повторение и закрепление пройденного материала.

Логопед: прочитайте слова (запись на доске) и распределите их в две группы:

— имеющие родственные слова в данном задании;

— не имеющие родственных слов в данном задании.

Слова: морковь, картошка, капустный, свекольный, морковка, лук, свёкла, тыква, яблоко, луковка, тыквенный, кабачок, баклажан.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Слово «яблоко». Оно не относится к теме «Овощи»).

1. Знакомство с темой занятия.

Логопед: посмотрите на картинку, назовите действия. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?

2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

3. Припоминание роли приставки, её места в слове и роли словообразовании.

Логопед: сегодня в гости к нам пришла приставка. Демонстрация графического изображения приставки.

Логопед: прочитайте слова, написанные на доске. Какие приставки можете назвать? Какая общая часть в словах?

Заеду, доеду, приеду, наеду, перееду, въеду, уеду – еду.

Логопед: придумайте словосочетания с данными словами. Например: заеду в гараж.

Логопед: вставьте подходящие приставки к слову лить. Запишите правильные варианты, выделите приставки.

Варианты приставок: у, на, при, о, пере, обо, рас, по, вы.

Правильные варианты: налить, перелить, полить, вылить.

Логопед: вставьте подходящую по смыслу приставку. Запишите:

… лить чай в чашку.

… лить воду из ведра.

… лить сок из банки в кувшин.

4. Работа со словами-антонимами.

Логопед: помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположными значением.

Принести -… Вползти — … Привязать — …

Вскочить -… Привезти — … Впустить — …

5. Образование относительных прилагательных при помощи приставки при.

Участок при школе — при школьный

Канава при дороге – при дорожная

Огород при усадьбе – при усадебный.

Посёлок при городе – при городный.

6. Физкультминутка. Приставка ПРИ.

Мы превосходно потрудились.

А сейчас давайте при встанем и

Руками при хлопаем,

Ногами при топаем,

При поднимемся на цыпочки,

При сядем и при остановленную

Работу опять начнём.

Логопед: какие слова с приставкой ПРИ запомнили?

7. Исправь ошибки в предложениях:

Птица перелетела из гнезда.

Ученики зашли из класса.

Маша вышла через дорогу.

Мама полила в стакан сок.

Шофёр наехал в гараж.

Заяц запрыгнул через ограду.

8. Работа на уровне текста. (Запись на карточках).

Логопед: найдите в словах приставки, выделите их.

Задумала торопливая белочка сарафан шить. Один кусок отрезала, другой кусок отрезала. Весь шёлк изрезала.

Стала терпеливая куница сарафан шить. Семь раз примерила. Семь раз отмерила. Хороший сарафан сшила.

Логопед: назовите приставки, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего нужны приставки?

Покидаем дружно класс

Перемена ожидает нас.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-076464

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Иконы сергия радонежского вышивка бисером
Оцените статью