Заключение проекта по технологии вышивка гладью
4.Техника вышивания гладью.
История “Вышивки гладью”
Вышивка гладью, еще с древних времен женщины занимались таким рукодельем, как вышивка. С помощью вышивки они украшали себе одежду, на которой были орнаменты вышивки, и многие другие вещи. Рукоделие было очень популярно среди простого народа, но также изысканным навыком вышивки пользовались среди аристократов, и богатых дам. Вышивка гладью уже несколько тысячелетий стала традицией народа. Было создано много уникальных ручных работ, которые сейчас украшают музеи и выставки прикладного искусства. Наши предки говорят, что вышивка гладью появилась сначала на Востоке, а уж потом такое рукоделие начали использовать и у нас. В Азии искусство вышивки развивалось, и процветало уже несколько сотен лет, пока европейцы даже не догадывались, что существует такое мастерство. Гладью называется вышивка, с помощью которой мы заполняем рисунок стежками. Они очень плотно ложатся, поэтому рисунок заполняется полностью, и набирает форму.
Существует несколько видов глади: Плотно-белая с настилом; легкая вышивка без настила — используют тонкие нити, и стежки должны быть очень маленькие; прорезная вышивка — для ее выполнения контур рисунка обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы делают надрез и обшивают полностью рисунок стежками; русская гладь — вышивка выполняется большими стежками, которые должны плотно ложиться друг к другу; теневая и атласное шитье — такая вышивка требует к себе особого внимания, потому что чаще всего ее используют на свадебном платье. Для того чтобы узор был красивый, и аккуратный, берут тонкую нить, и желательно одевать в иглу только одну нить; Гладью чаще всего выполняли растительный орнамент, на полотнах которого выполняли узоры из различных цветов и листьев, которые были изображены на рисунке. Вышивка гладью считается одним из наиболее популярных, и востребованных видов рукоделия. Благодаря этому искусству, мы получаем очень красивый орнамент, которым можно украсить все, от женской одежды, до столового белья. Вышивка — это неотъемлемое искусство, и история каждого народа.
Материалы и инструменты.
-ткань. Их тканей, наиболее доступных широкому кругу мастериц, для вышивки гладью лучше всего подходит бязь, недорогой, плотный, не тянущийся в поперечном направлении материал. Но, в целом, можно использовать и любую другую основу атласную, шелковую, тюлевую и так далее;
— нитки. Их выбор непосредственно зависит от материала основы, сюжета и назначения вышивки. Это может быть шерстяное, шелковое, хлопковое, льняное мулине, а также металлизированные, меланжевые и флюоресцирующие нити;
— иголки для вышивки гладью. При их покупке следует отдать предпочтение тонким, коротким, с удлиненными ушками вариантам. При этом обратите внимание: в отличие от вышивки крестом, вышивка гладью выполняется иглами с острым концом!
— калька или копировальная бумага, которые понадобятся при переносе рисунка на ткань;
— пяльца, состоящие из двух обручей, позволяют добиться максимального натяга ткани. Это позволяет избежать деформации вышивки в процессе работы. Пяльца могут быть круглыми или прямоугольными. Наиболее удобны в работе деревянные варианты диаметром 20-40 см;
1. Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке.
2. Хранить иголки и булавки в игольнице.
3. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы.
4. Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.
5. Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя.
6.Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.
7. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.
8. Сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбросить в мусорный контейнер.
Техника вышивания гладью
Двусторонняя гладь выполняется заполнением контура рисунка плотно прилегающими друг к другу стежками. Для этого вида глади характерна одинаковая величина и рас положение стежков на изнаночной и лицевой стороне, что создает двусторонний рисунок И пользуется этот шов для вышивки узких листьев и лепестков, причем вышивка, как правило, ведется косой гладью. Лист или лепесток выполняется гладью только наполовину. Вторая же половина, как обычно, вышивается разнообразными отделочно-декоративными швами: стебельчатым, строчкой и т. п. Сердцевина цветка может быть выполнена в виде узелков. По технике выполнения двусторонняя гладь напоминает счетную. Для того чтобы вышивка получилась более аккуратной, контур рисунка предварительно прошивается мелкими стежками швом вперед иголку.
Процесс вышивания не наносит вред окружающей среде. Ткань, нитки, не содержат вредных веществ. При вышивании можно использовать остатки, ткань, что положительно влияет на окружающую среду.
Я научилась вышивать гладью, это интересная, увлекательная работа, гладью можно вышить большое яркое панно. Во время работы, было затруднение: путались нитки. Мне очень понравилось вышивать ,т.к. этой вышивкой мы получаем очень красивый орнамент, которым можно украсить все, от женской одежды, до столового белья. В вышивку, можно вложить всю свою душу, и все фантазии.
Исследовательская работа по технологии на тему «Такие разные и похожие виды вышивки. Вышивка гладью»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа №47»
Тема: « Такие разные и похожие виды вышивки.
Очень много женщин в настоящее время занимается рукоделием. Так они занимают свое свободное время, получают от дела удовольствие и просто расслабляются. Рукоделие распространено не только среди женщин более старшего возраста, а также среди молодежи.
Одним из видов рукоделия является вышивка . Она сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но и доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам, бабушек или безымянных мастериц. Нельзя сказать, что увлечение вышиванием — удел барышень и крестьянок, коротавших за кусочком канвы долгие пустые часы. Этот вид рукоделия живет, меняется и продолжает радовать рукодельниц всех возрастов и занятий. Практически все виды вышивки — рисование иглой. Они дают столько же возможностей для самовыражения, сколько и живопись. Как художник выбирает необходимые приемы и средства, так и вышивальщица ищет ту технику, которая больше отвечает ее характеру и вкусу.
Однако, многие ли молодые люди знают, какое, количество видов вышивки существует, помимо изученных в рамках программы на уроках технологии? Это, пожалуй, один из главных вопросов всей исследовательской работы. Я отношусь к той части молодежи, которой при вопросе «Какие виды вышивки ты знаешь?» всплывает в голове в первую очередь вышивка крестом и гладью. Именно поэтому я взяла тему «Такие разные и похожие виды вышивки», чтобы подробнее изучить данную область занятий.
1.2. Цели и задачи
Изучить историю происхождения вышивки.
Исследовать хронику ее развития и распространения среди разных народов.
Сравнить виды вышивок.
1.Вышивка — широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, стеклярусом, монетами и т. п.
2.Вышива́ние (вы́шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
3.Вышивка — способ, качество узорного шитья. (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.)
Узоры на ткани выполняются вручную либо с использованием специальной вышивальной машины. Чаще всего рисунки создаются с помощью игл, иногда используется крючок. Ткань же берется самая разнообразная. Узоры выполняют из ниток (льняных, шерстяных, шелковых или хлопчатобумажных), или из бисера, жемчуга, блесток, стекляруса, драгоценных камней и так далее.
1.4. Объект исследования- виды вышивки
Для народной вышивки наиболее характерны счетные швы, выполняемые по счету нитей ткани, а также свободные.
Название «счётная» происходит от слова «считать». Эта вышивка выполняется по счёту нитей ткани и зависит от направления, толщины и числа этих нитей. Такие техники были тесно связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.
Счетный крест — лидер жанра, самый простой и популярный вид декоративной вышивки. Освоить его можно буквально за вечер. Если техника придется по душе, уже через день-два у вас появится небольшой рисунок, выполненный цветными нитками. Одно главное правило — все крестики должны быть выполнены в одном направлении.
Свободную вышивку выполняют по контуру рисунка, без учёта направления нитей и их числа. Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным или стебельчатым швом. Свободно ложатся на ткань любые изображения. Цветы, листья, ветви растений, звери, птицы — всё как в жизни, только вместо красок и кисти в руках у вышивальщицы игла да разноцветные нитки. Быстро двигаются её руки — и вот уж появился на ткани цветок: знакомая всем ромашка и листочки около неё зелёные, резные, как у той ромашки, что растёт на лугу. Это и есть свободная вышивка.
Названия многих швов произошли от способа вышивания стежков на ткани, которые в одних швах прокладываются близко друг от друга, а в других — на определенном расстоянии. В одних швах они идут справа налево, в других — слева направо, ровно и наклонно (по диагонали или косо). В зависимости от характера расположения стежков на ткани создаются отдельные фигуры и орнаменты, имеющие множества местных названий.
В народных вышивках с их разнообразием, узоров всегда использовались одновременно несколько видов швов, которые дополняли, украшали, усложняли узор и создавали его неповторимость.
Остановимся на тех швах, которые в последнее время редко используются.
Гладь — живопись нитками. Самая эффектная техника вышивки, с давней богатой историей. Требует большого терпения и тренировки, но результат получается просто необыкновенный.
На горё-то стоит ёлочка,
Под горой стоит светёлочка.
Bo высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке иголочку.
Она шила, красна девица,
И по плису, и по бархату,
По белому да коленкорчику ,
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке:
Шила девица приданое,
Что приданое немалое.
* (Светёлочка — ласковое название небольшой комнаты в верхней части дома — светёлки.)
** (Красна девица — так в русском народном творчестве традиционно называется красивая девушка.)
Наши пра-пра-прабабушки впервые начали вышивать не иначе как в первобытный век. Конечно, эта вышивка была мало похожа на современные красивые творенья, но все же данное начало много значит в жизни каждой рукодельницы!
Первобытные женщины в своей работе использовали все подручные средства, которые можно было бы сравнить с современными иголками, нитью и тканью — точеный камень в виде иглы, острые кости, жилы и кожу животных, волосы, шерсть и т.д. Согласитесь, не очень привлекательно бы смотрелась в нынешнее время вышивка крестом, выполненная волосами и приукрашенная жилью. Но в те времена других материалов в природе не существовало, а с чего-то надо было начинать.
Первые стежки несли скорее практическую пользу: женщины сшивали куски кожи, которые они носили в качестве одежды. Затем они начали приукрашивать свои одеяния примитивными орнаментами. Это стало первым предназначением вышивки как эстетического украшения и послужило дальнейшему развитию данного рукоделия.
Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц.
Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. В последствии, когда в Египте открыты были волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые по своей белизне оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение, и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.
Вышивание известно было в глубокой древности. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями.
Сейчас мы уже никогда не узнаем, кто и когда впервые сумел перенести на ткань затейливые узоры, олицетворяющие красоту нашей природы, любовь к детям, животным, птицам. Даже самая прочная ткань не в состоянии храниться вечно, поэтому ученым так и не удалось с точностью определить время появления вышивки. Предполагается, что самая древняя вышивка появилась примерно в III–V вв.
Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали конские сбруи и седла. При византийских же царях введено было впервые в вышивке употребление серебряных ниток.
Вышивка наравне с другими достигло высокой степени совершенства; лучшие художники делали рисунки для вышивки и сам Рафаэль интересовался этим искусством. Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступными, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. В ней преобладают: геометрические орнаменты, геометризованные формы животных и растений, мотивы женских фигур, флора и фауна. В форме круга и ромба изображалось солнце – символ жизни, тепла и уюта; цветущие деревья и женские фигуры олицетворяли плодородие; птицы символизировали приход весны. Вышивкой украшали не только предметы интерьера, но и одежду. Чаще всего вышивкой декорировали разрез на груди, рукава, оплечья, подолы, иногда вышивка располагалась вдоль соединительных швов.
После прихода на Русь христианства одежда и изделия с вышивкой приобрели новое значение. Женщины стали декорировать вышитыми изделиями зеркала, окна и иконы. Удивительно, но особенно ценились изделия, вышитые в течение одного дня. Такие вещи считались идеально чистыми, и способными защитить человека и его дом от стихийных бедствий, злых сил, болезней и других неприятностей. Изначально вышивание на Руси являлось занятием для избранных. Вплоть до XVІІІ века им занимались лишь представительницы знати и монахини. Материалы использовались самые дорогие (натуральный шелк, парча и бархат), а вышивали при помощи золотых и серебряных нитей, жемчуга, драгоценных камней. Начиная с XVІІІ века, данный вид рукоделия вошел в разряд обязательностей крестьянских девушек. Историки разделяют русские крестьянские вышивки по географическим признакам на две категории. Так, вышивка среднерусской полосы характеризуется использованием нитей разнообразных цветов и оттенков, и всевозможных тканей. Вышивка северных регионов отличается использованием в основном белой ткани и красных нитей.
Русская вышивка делилась на несколько типов:
-вышитые мотивы, которые использовались как оберег.
С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях.
Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды, стараясь выглядеть как французская дама… Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.
2.2. Опытно-экспериментальная глава
Гладь — это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками.
Огромный плюс вышивки гладью — возможность украсить изящным узором любой текстильный предмет, материал практически не ограничивает рукодельницу.
Для глади схема не нужна, но необходим контурный рисунок. Именно части этого рисунка и заполняет вышивальщица цветными нитками. Делать это нужно аккуратно и с соблюдением живописных принципов смешивания цветов и их плавных переходов, цвета-тени. В глади используется несколько типов швов, вышивальщица должна знать все и умело использовать их.
Казалось бы, ничего сложного – стежки, как штрихи, не нужно считать «клеточки» канвы и строго следовать инструкциям и схемам. Действительно, гладь – это свободная техника, в которой важнее всего личный вкус и умение сочетать цвета как в профессиональной живописи.
Гладь 6ывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная, или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения. Цвет ниток и умение создавать с их помощью гармоничный рисунок решают в этой технике всё. Тем более что список возможных материалов ограничен: только хлопковое или шелковое мулине. Тонкую, легкую и изящную фактуру готовой работе обеспечат только они. Изредка в этой технике работают с шерстяной пряжей.
Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые — скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.
В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.
Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно — или двусторонней глади с разными промежутками между ними. Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.
Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.
Счетная гладь широко используется при украшении народных или стилизованных под фольклорные костюмы предметов одежды геометрическими орнаментами, где требуется повторение одного рисунка. Ее особенность заключается в том, что в процессе вышивания необходимо вести счет нитей основы, так как стежки кладутся параллельно друг другу с пропуском в 1–2 нити основы. Эта техника, являющаяся одной из старейших, при вышивке цветов может использоваться для заполнения контуров листьев или лепестков небольшого размера.
Техника счетной глади достаточно проста и заключается в том, что иглу с нитью после сделанного стежка с лицевой стороны не возвращают на исходный контур рисунка, откуда начинался стежок, а выводят на лицевую сторону с той же стороны контура, закрепив стежок за пропущенную нить основы. В результате на лицевой стороне получается ровно заполненный узор, а с обратной стороны только обозначенный короткими стежками его контур.
При данном способе вышивки практически не используется настил, так как, во-первых, он будет виден с внешней стороны сквозь неплотные стежки глади, а во-вторых, стежки настила нечем закрывать с изнаночной стороны. Выполняется гладь небольшими стежками, заполняющими весь контур рисунка, поэтому подходит для небольших по размеру вышивальных фрагментов
В народных вышивках, где преобладают геометрические орнаменты, наибольшее распространение имели счетные швы, тесно связанные со структурой ткани — равномерным полотняным переплетением, постоянной плотностью и одинаковой толщиной ниток основы и утка. Стежки швов шили строго по счету нитей ткани.
«Набор » — двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество (бранье), выполняется стежками разной длины шва «вперед иголку» по счету нитей в зависимости от узора. Прямыми стежками ведут непрерывную рабочую нить в одном направлении — вдоль (по горизонтали) или поперек (по вертикали) узора, от одного конца до другого и обратно, переходя по счету нитей ткани то на лицевую, то на изнаночную сторону.
Одной из разновидностей наборного шитья является «орловский спис».
Эта вышивка традиционно выполнялась в Орловской губернии еще с тех самых времен, когда там проживали племена вятичей. Распространенными в ней являются различные символы, которые в те древние времена были языческими. Эти знаки служили оберегом для людей, поэтому до наших дней сюжетная линия Орловского списа считается и является в основном охранительной.
Характерная его особенность — рисунок «обводился» по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых «бранок»): «вороний глаз», «сосна», «волна», «дробнушки» и т.д. Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное — это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.
Техника лонгстич- разновидность счетной вышивки гладью.
Словосочетание long stitch с английского переводится как «длинный стежок», что само по себе вполне описывает принцип работы в этой технике. Как и в обычной глади, мы должны плотно укладывать стежки один к другому так, чтобы между ними не оставалось просветов, но при этом счетной ее делает необходимость подсчитывать нитки, оставленные между стежками.
Лонгстич может быть как горизонтальным, так и вертикальным – последний встречается чаще всего, но их также можно комбинировать в рамках одной работы.
Очень часто эффектность работ в технике лонгстич строится на контрастности и сочетаемости оттенков. Именно поэтому в этой технике так популярны пейзажи – благодаря тому, что оттенки не смешиваются, как в обычной глади, а четко отделены друг от друга, получается очень графичный результат, немного наивный, но в то же время обладающий неоспоримой художественной ценностью!
Хардангер – это вид счетной ажурной вышивки. Название данного направления творчества имеет скандинавские корни. Оно названо в честь залива Хардангер, который находится в Норвегии и является самым длинным в мире. Эта техника очень древняя. Считается, что она зародилась еще в Древней Персии или Египте, но постепенно добрался до северных стран. С начала 20 века такая вышивка стала распространяться по всему миру.
Хардангер способен украсить любой интерьер. С помощью такой вышивки можно украсить подушки на диване, скатерти, а также элементы одежды и даже елочные игрушки. Необычная вышивка хардангер, схемы которой имеют устоявшиеся приемы и правила, это пример счетной глади. То есть основной прием вышивки — это гладьевые стежки, группы. Эти гладьевые группы и образуют основной узор.
Для хардангера вам потребуется ткань с равномерным переплетением нитей.
Традиционно все виды строчевой вышивки выполняются белыми нитками по белому полотну, но при желании вы можете использовать любые цвета, какие только захотите.
Все группы гладевых стежков этой техники состоят из пяти стежков на четыре клетки. Необходимо соблюдать одно условие: если вы вышиваете один ряд вертикальными стежками, то ряд, идущий после него, должен иметь горизонтальные стежки.
Барджелло — это счетная вышивка гладью выполненная повторяющимися в определенной последовательности вертикальными плотно прилегающими друг к другу плоскими стежками, длина и цвет которых изменяется в зависимости от заданного геометрического узора. Разновидность вышивки барджелло, рисунок которой состоит из рядов остроконечных или плавных зигзагов, напоминающих языки пламени, получила также название — «фиамма»-«пламенной».
За титул родины этой техники борятся сразу две страны — это, конечно же, Италия, а также Венгрия. По одной из легенд, именно в Венгрии зародилась эта техника и потом уже якобы была привезена во Флоренцию. В любом случае именно во Флоренции эта техника вышивки получила свое особое распространение и популярность. Еще в эпоху Возрождения итальянские придворные дамы полюбили красочность оформленных этой вышивкой тканей и стали использовать их для украшения предметов интерьера.
Вышивка выполняется на плотной счетной ткани любым типом ниток от шерсти до шелка (наиболее распространенной считается вышивка шерстью) и полностью покрывает основу, создавая эффект тканого полотна.
Профессионально выполненная вышивка гладью — настоящее чудо. Объемный аккуратный рисунок, с переливами цвета, появляется на ткани и кажется иллюстрацией из красивой книжки.
Но есть вид вышивки гладью, которой она и обязана определением «изящная» — это бельевая гладь или техника вышивки «тон в тон». Именно так создают кружева ручной работы в старинных европейских традициях — тончайшая ручная работа и великолепие, от которого замирает дыхание. Но в основе техники лежат лишь безупречная точность и несколько простых приемов, которыми можно овладеть, приложив желание и немного терпения
для первых опытов.
Свободная гладь — основной тип мстерской вышивки . Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста. Контур рисунка вначале прометывают частыми стежками «вперед иголку», делают крупными стежками настил и затем покрывают его полотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор. Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость. Белая гладь состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь», «стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».
В сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям — маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду.
Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.
Белая вышивка, получившая название Горьковские гипюры , появилась в XIX веке. На берегах Волги, близ города Нижнего Новгорода, в деревнях и сёлах женщины занимались вышивкой. В их умелых руках возник особый вид ажурной вышивки, белой, похожей на кружево. Эта вышивка состоит из крупных прямоугольников, объединённых между собой в единый сетчатый узор. Обычно такая вышивка бывает белой, изредка мастерицы вводят в неё цветную нить, чтобы подчеркнуть отдельные элементы композиции.
Вышивальщицы, живущие на Волге, легко сочетают геометрические и растительные мотивы орнамента. На фоне тонкой сетки появляются ёлочки, розетки, снежинки, и каждая из них выполнена особым, «горьковским» способом. Такой вышивкой украшают женские платья, блузки, скатерти, покрывала и многое другое.
Самые интересные виды глади — в городах Владимире и Торжке. Владимирские вышивальщицы очень любят огненно-красный цвет. Пылающими узорами из полевых и садовых цветов они вышивают декоративные панно, диванные подушки, скатерти, портьеры. Иногда растительный орнамент уступает место изображению животных и птиц.
Владимирские швы
Узоры, состоящие из более крупных мотивов, выполняются владимирскими швами толстыми цветными нитками мулине (в 8-12 сложений), ирисом или шерстью. Основной цвет этих вышивок — красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов , но часто встречается и одноцветные вышивки .
К владимирским швам относятся гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др.
Верхошов — односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис. 27а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис, 27б). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах — от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках – наклонно
Ещё один центр свободной вышивки — город Торжок в Калининской области. Здесь вышивка особая, дорогая- золотое, а точнее — золотное шитьё. Шить золотом стали с тех пор, как удалось получить тонкую золотую нить. Уже в XVII-XVIII веках этим промыслом занимались многие вышивальщицы в городе Торжке.
Золотое шитье еще с одиннадцатого века ведет свою историю. Как вид ручного труда оно развивалось при монастырях.
Эта техника требовала специального обучения. Изначально золотую вышивку применяли в оформлении церковной одежды, для служителей церкви расшивали оплечье, епитрахиль, стихарь.
Золотое шитьё считалось самым трудным по исполнению, так как необходимо было чувствовать декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Из бересты или картона вырезали форму орнамента и перекрывали её золотыми нитями. Тончайшими нитями из чистого золота не прошивали ткань, а украшали ее, прикрепляя металлические проволочки другими нитками, в тон или контрастными.
Техника очень сложная, материал невероятно ломкий и «капризный», поэтому к квалификации мастериц-золотошвеек всегда были самые высокие требования.
Торжок расположен сравнительно недалеко от Москвы. Через него проходили дороги во многие крупные русские города, поэтому у вышивальщиц всегда были богатые заказчики и покупатели. Мастерицы украшали богатой вышивкой царские и боярские одежды, часто дополняя вышивку жемчугом и драгоценными камнями. Работа эта требовала большого мастерства и терпения.
Ткани, по которым вышивали женщины, были, как правило, плотными, тяжёлыми, золотые и серебряные нити тоже требовали к себе особого отношения. Работа вышивальщиц оказалась трудной, а денег за неё платили мало, женский труд был очень дешёвым. В наше время искусство золотого шитья сохранилось не только в Торжке, но и в городе Городце Горьковской области. Мастерицы- золотошвеи украшают своей чеканной вышивкой знамёна театральную одежду, сувенирные предметы. Театральные костюмы, небольшие панно, бювары,пояса, обложки для записных книжек, украшенные великолепными композициями, свидетельствуют, что древнее искусство живо и развивает лучшие свои традиции.
Вышивальщицы Торжка, например, используют более ста различных швов. Их рисунки тоже очень разнообразны, хотя чаще встречается растительный орнамент.
Сейчас этот вид декоративной вышивки продолжает существовать, металлизированные нити сделали его более доступным, но не менее трудоемким. Вышивка золотыми или серебряными нитями очень хороша на темном бархате и шерсти.
Вышивка шелком является одним из видов художественной вышивки гладью . Традиционная китайская вышивка шелком уходит своими корнями в глубокую древность и насчитывает уже более 4000 лет. В первой половине прошлого века мастерам вышивки г. Сучжоу удалось гармонично объединить традиционное китайское искусство вышивки шелком с приемами европейской школы живописи. В результате появились шедевры вышивки шелком, украшающие галереи известных музеев, а также частные коллекции.
Вышить можно практически все: будь то портрет, пейзаж или что-либо другое. Помимо классической односторонней, вышивка может быть и двусторонней, но ценится она дороже. Вышивка выполнена шелковой нитью на шелке (прозрачном, тонированном или более плотном под пейзаж или портрет). Нить не выгорает со временем и не теряет блеска. Переданная следующим поколениям, картина будет выглядеть так же и по прошествии многих десятков лет.
Вышивка ришелье . Одна из разновидностей глади, почти всегда — одноцветной. Рисунок наносится на ткань и каждый его элемент обшивается ровными одинаковыми стежками, как при вышивке гладью. Ришелье предполагает прорезывание и прокалывание ткани с последующей аккуратной обработкой краев. Готовое изделие подобно кружеву, очень ажурное и выгляди необыкновенно нарядно.
Вышивка ришелье- прорезная гладь — сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы: «дырочка», «калачик», «листик», «сцепнушка», которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.
Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один — два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1 — 2 мм.
При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами.
При вышивании «калачика» контуры обшивают стежками в 2-3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.
«Листик», или «челнок» обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.
Кажется, что мы знаем о вышивке всё. Но когда вышивка декоративными швами становится не просто увлечением, а призванием, на свет появляются шедевры, место которым — в музеях и на выставках.
Например, что вы думаете о вышивке 3Д ? Сегодня, когда опять стали особенно цениться предметы и вещи, сделанные с душой, эксклюзивно и на радость окружающим, 3Д вышивка потихоньку начинает обретать популярность у мастериц всего мира.
Безусловно, чтобы вышить 3Д нужен определённый опыт и аккуратность. Но ведь все с чего- то начинали, поэтому если вам эта идея пришлась по вкусу, то можно потренироваться на небольшой вышивке.
Техника объемной вышивки интересна тем, что позволяет сочетать в себе множество техник — от художественной глади до плетения иглой. Если рукодельница владеет большим количеством вышивальных техник, она способна выполнить очень интересные и богатые работы. Наверное, поэтому объемная вышивка обретает былую популярность. Техника объемной вышивки позволяет мастерицам, работающим в этой технике, создавать подлинные произведения искусства. Растения, животные и насекомые, объемно вышитые на ткани путем использования специальных швов, смотрятся как живые….
Объёмная вышивка начинает завоёвывать все большую популярность. Эта очень красивая техника не так сложна, как может показаться на первый взгляд.
Как вышить объёмную вышивку гладью? Сначала вышивают гладью основу-фон, затем на кусочках материалов вышивают цветы и лепестки, вырезают и пришивают к основе. Вот и всё!
Настоящее искусство живет вечно. Этот факт подтверждает история вышивки, которая зародилась в глубокой древности и пережила свое второе рождение в XXІ веке. Сегодня современные магазины предлагают огромный выбор специальных наборов для вышивания с подробными инструкциями. Немного терпения, и за короткий срок можно воссоздать произведение искусства, которое будут радовать глаз близких и родных людей, и станет прекрасным подарком для друзей. Ведь в последнее время актуальны подарки, выполненные своими руками. Вышивка не обошла и модные подиумы стороной, самые именитые дизайнеры (Жан-Поль Готье, Аделин Андре и др.) используют вышивку в своих изделиях, а Модный Дом «Valentino» сделал вышивку визитной карточной своих коллекций.
IY Список литературы
1.Беренс К. Г. Вышивальный промысел в России. // Кустарная промышленность в России: Женские промыслы. СПб., 1913.
2.Фалеева В. А. Русская народная вышивка. Древнейший тип. Л., 1949.
3.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.
Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.
4.Винокурова Л. Ф. Русские узоры. Ручная вышивка. — М.: Памятники Отечества, 2004.
5.Симакова И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах. — М.: Граница, 2000.
6.Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. — М: Искуссво, 1972.