Занятия с девочками вышивкой

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла «Женские рукоделия» Тема занятия: «Вышивка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада «Русская изба» с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям.

Скачать:

Вложение Размер
Konspekt_zanyatiya_s_detmi_starshey_gruppy.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ИЗ ЦИКЛА «ЖЕНСКИЕ РУКОДЕЛИЯ»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «ВЫШИВКА»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ (СПЕЦИАЛИСТА) ПО ФОЛЬКЛОРУ

МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 29 «УЛЫБКА»

ГУРА ЕЛЕНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

Продолжать знакомить детей с определёнными видами занятий, присущими только женщинам.

  1. Познакомить детей с русской народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках.
  2. Воспитывать уважение к труду, мастерству; бережное отношение к подлинным предметам, рукоделиям.
  3. Продолжать разучивать музыкальный и игровой фольклор к инсценировке «Посиделки».
  4. Закреплять уважительные, вежливые, целомудренные отношения между мальчиками и девочками.

Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки.

Мини-музей «Русская изба»

Иллюстрации, короб с принадлежностями для рукоделия, изделия с вышивкой: платочки, салфетка, детская рубашка, полотенца, наволочки, дидактическая игра, листки активности.

Педагог: Посмотрите, какая красивая салфетка! Цветы на ней не нарисованы, они вышиты цветными нитками. Очень многие женщины умеют вышивать, а в старину долгими вечерами русские женщины, девушки занимались этим рукоделием. Рукоделие, значит, руками делается. Вышивать учили девочек.

Игровая ситуация «Мама учит дочку вышивать»

Мама (педагог): «Садись, дочка, рядом. Вот тебе пяльцы, цветные нитки. Вышивай аккуратно, не спеши, ниточки не путай, старайся».

Девочка «вышивает»- повторяет за педагогом движения рукой.

Мама: «Молодец, доченька. Ай, да, рукодельница!»

Ситуация проигрывается еще раз, только теперь мама и дочка — другие девочки.

Педагог: Сейчас мы с вами рассмотрим вышивки на разных изделиях.

Дети идут за педагогом, рассматривая вышивки на детской рубашке из сундука, на полотенце у печки, на детской подушке в колыбельке, на свадебном полотенце на полочке, на полотенце, украшающем красный угол.

Педагог обращает внимание детей на мастерство, красоту изделий, предлагая полюбоваться вышивкой и самим называть, что вышила мастерица и какого цвета нитки она использовала.

  1. Что означает слово «рукоделие»?
  2. С каким рукоделием мы сегодня познакомились?
  3. Кого учили этому рукоделию?
  4. Как вы думаете, для чего нужна вышивка?
  5. Какая вышивка вам понравилась больше?

Дидактическая игра. «Сложи узор» или «Рукодельница».

Педагог: В прошлые времена девушки собирались в каком-нибудь доме, чтобы не скучно было заниматься рукоделием. На огонек к ним заглядывали парни. Отложив на время работу, устраивали пляски, игры, запевали песни.

Русская народная песня «У крестьянина дочь всему выучена»

Разучивание приглашения в пары и хождения по кругу в парах.

Педагог обращает внимание:

  1. на то, как вежливо, с легким поклоном надо приглашать в пару девочку или мальчика,
  2. некрасиво отказывать пригласившему – это может обидеть,
  3. в русских традициях, в парах парень смотрит на девушку, а девушка танцует, скромно опустив глаза.

Педагог: Заканчивается песня словами «цалуй миленького», парню разрешалось поцеловать девушку при всех только один разок. Часто после этой песни звучала такая шутка: «Из Москвы пришел приказ целоваться сорок раз» и все смеялись. Ведь целоваться при всех долго и много было неприлично, это осуждалось. Разрешалось еще целовать невесту на свадьбе – этот обычай сохранился до сих пор. Вы ещё дети, вам в конце песни можно обняться в знак дружбы.

Заканчивается занятие разучиванием новой игры или повторением уже знакомой, по желанию детей.

Посиделочные игры: «Выбирай», «Прянична доска», «Золотые ворота», «Подушечка», «Ручеек», «Дрема».

Занятие по рукоделию «Знакомство с вышивкой»

Надежда Шипилова
Занятие по рукоделию «Знакомство с вышивкой»

Цель: продолжать знакомить детей с определёнными видами занятий, присущими только женщинам.

Задачи: познакомить детей с русской народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках; воспитывать уважение к труду, мастерству; бережное отношение к подлинным предметам, рукоделиям; учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края; продолжать разучивать музыкальный и игровой фольклор к инсценировке «Посиделки»; закреплять уважительные, вежливые, целомудренные отношения между мальчиками и девочками.

Словарная работа: Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки.

Предварительная работа: Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».

Рассматривание узоров полотенец.

Оборудование: Иллюстрации; короб с принадлежностями для рукоделия; изделия с вышивкой: платочки, салфетка, детская рубашка, полотенца, наволочки; дидактическая игра.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим внутреннее убранство нашей хаты. (Дети обходят комнату). Что мы здесь видим? (кровать, стол, лавка).

Ребята, мы с вами уже много говорили о том, как жили в старину, как отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались женщины?

Дети: Они вышивали, вязали, шили.

Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?

Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы. Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.

Воспитатель: А вот сундук. Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).

Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть).

Воспитатель: Ой, чего здесь только нет!

Воспитатель: Послушайте стихотворение поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом».

На хуторе нашем вишневом,

У чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

Воспитатель достает из сундука рубашку.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая рубашка! Она сшита из тонкой ткани. Цветы на ней не нарисованы, они вышиты цветными нитками. А узор на блузке обозначает плодородие земли (цветы). Очень многие женщины умеют вышивать, а в старину долгими вечерами русские женщины, девушки занимались этим рукоделием.

Воспитатель: Что означает слово «рукоделие»? (ответы детей). Правильно, рукоделие — значит руками делается. Вышивать учили девочек. У казаков было много мастериц.

В прошлые времена девушки собирались в каком-нибудь доме, чтобы не скучно было заниматься рукоделием. На огонек к ним заглядывали парни. Отложив на время работу, устраивали пляски, игры, запевали песни. Казачки очень любили наряжаться на праздники.

Воспитатель обращает внимание детей на мастерство, красоту изделия, предлагая полюбоваться вышивкой и самим назвать, что вышила мастерица и какого цвета нитки она использовала. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми.

Русская народная песня «У крестьянина дочь всему выучена»

Очень любили они кудесничать. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (дети рассматривают лампу).

Воспитатель: Из чего сделана лампа? (Лампа сделана из металла). Правильно, она металлическая. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

Воспитатель: А теперь посмотрим, что тут еще в сундуке? (Показываю скатерть, рушник).

Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?

Дети: Настольник, её клали на стол.

Воспитатель:А сейчас послушайте загадку:

На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается.

Воспитатель: А как у нас раньше называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).

Воспитатель: Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?

Дети: Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.

Воспитатель: Какие цвета они использовали?

Дети: Красный, зеленый.

Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Женщины же пекли «жаворонков» или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем (дети возвращаются в группу).

Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» – у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.

1. С каким рукоделием мы сегодня познакомились?

2. Как вы думаете, для чего нужна вышивка?

3. Какая вышивка вам понравилась больше?

Дидактическая игра. «Сложи узор»

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым. Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).

Дети рисуют, украшают полотенца (звучит фонограмма).

Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. А завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пускай любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить. Многие из нас потомки тех самых сильных и талантливых казаков, создавших своим упорным трудом славную землю.

(Звучит р. н. м. Дети выходят из зала).

Мастер-класс по рукоделию «Мастер-класс по рукоделию». Игра для развития осязательного восприятия и для развития мелкой моторики. «Мастер-класс по рукоделию» Тема:.

Итоговое занятие «Знакомство с термометром» 2 мл. группа Конспект образовательной деятельности ФИО работника дошкольного образования Гулакова Эльвира Витальевна Место работы (наименование дошкольного.

Каплеграфия. «Знакомство с Кляксой». Занятие 2. Каплеграфия. «Знакомство с Кляксой» Цель: -Научить работать в коллективе; -развивать координацию рук, мелкую моторику рук, творческое воображение;.

Картины алмазной вышивкой Уважаемые маамовцы! Я рада встрече с Вами и хочу поделиться радостью, которая не давала мне покоя много месяцев. Я купила большую картину,.

Мастер-класс по чувашскому народному рукоделию Вышивки чувашской красотою Восхищается страна не зря. А с какой любовью, теплотою Свет и радость нам несет она! Татьяна Шшмелева Чувашский.

Мастер-класс по рукоделию «Плетение шнурка» «Мастер-класс по рукоделию» «Плетение шнурка» Автор Лисютина Надежда Владимировна, воспитатель, ГБДОУ д/с № 84, г. Санкт-Петербург. Мастер-класс.

Мастер-класс по рукоделию «Букет нежных подснежников из одноразовых ложек» Мастер – класс по рукоделию «Букет нежных подснежников» Многие из нас, наверное, любуются и восхищаются красотой первых весенних цветов.

Мастер-класс по рукоделию. Корзинка из джутового шпагата «Весеннее вдохновение» Поделка сделанная из натуральных материалов, станет достойным украшением домашнего интерьера, как на даче так и в городской квартире, ну.

Мастер-класс по рукоделию в технике поролонопластики «Маски для утренников» Мастер – класс рассчитан на школьников, их родителей и педагогов, а также для всех творческих людей. Назначение: для игры, театрализованных.

Обучение вышиванию детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Галина Мартынова
Обучение вышиванию детей дошкольного возраста. Из опыта работы

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.

Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья.

В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками, с их естественностью и поэтичностью.

Нарядное искусство – вышивка – имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.

Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам вышить полотенца, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и т. д.

Строго оценивалось умение и ее художественный вкус, обилие изделий, искусное исполнение, добротность – говорили о трудолюбии, усердии и терпении девушки и всем было очевидно насколько растет прекрасная и умелая хозяйка.

Для детей работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работать с острыми предметами – иголкой, ножницами.

Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальчиков рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.

Лоскуток ткани, лежащий перед ребенком, содержит в себе целый мир.

И он знает, что сможет преобразить его и в результате заиграет, заискрится, переливаясь всеми цветами новая вышивка. Вышивка при должном ее оформлении долговечна. Ее стараются сохранить в семье. И эта энергия радости и доброты, которую ребенок вложил при вышивании, будет мостиком в будущее.

Вышивка увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного,а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера – конструктора, художника – модельера.

Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проблем и ошибок он достигает результата.

А воспитатель помогает ему двигаться в правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали и развивали способности и психику ребенка.

Перед началом процесса вышивания, ставим проблемные задачи, создаем проблемные ситуации, т. е. такие условия, при которых развивается интеллектуальная активность. Знания и умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Для приобретения умений нужно повторять действия, запоминать порядок выполнения шва. Нельзя выполнять работу, выполненную с ошибками. Учим детей замечать ошибки и исправлять их в процессе работы.

В обучении вышивкедети проходят два этапа:

— Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности

— Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.

Первый этап. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуем максимальной точности повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерно и систематически показываем правильное выполнение шва, что в конечном счете приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.

Так создаются предпосылки ко второму этапу – творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки,эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.

Великий Учитель – это живая природа, какие только сочетания не предлагает она, «рисуя» крылья бабочек и оперенья птиц, лепестки цветов и листья, удивляя самыми неожиданными цветовыми сочетаниями. И, наконец, время от времени Природа дарит небесную радугу-символ радости и цветосочетания. И это все отражаем в вышивке.

В организации обучению дошкольников используем занятия по ручному труду продолжительностью 25мин., которым руководит воспитатель.

Подгрупповые занятия утром или в вечернее время, а так же работа кружка 1р. в неделю в течении года.

Когда навыки вышивки закреплены и воспитано устойчивое желание вышивать, организуем самостоятельную деятельность детей под контролем воспитателя через «Уголок творчества», оборудованным материалами и инструментами.

Сразу у всех детей не может появиться устойчивое желание самостоятельно работать в «Уголке творчества», и это нормально. Создавая интерес, мотивируя к деятельности развиваются необходимые умения, которые приводят к тому, что дети испытывают радость от занятий вышивкой, продуктов своей деятельности и творчества. Способствуют созданию интереса выставки готовых изделий, выполненных своими руками и, конечно, похвала и поощрения.

Заинтересованность работой приводит ребенка в такое эмоциональное состояние, при котором он испытывает гордость и чувство удовлетворения.

Успех окрыляет дает новые силы. Важно создать благоприятную атмосферу взаимной заинтересованности, доброты, внимания к труду товарищей и его результату.

На протяжение всего процесса вышивки каждый ребенок получает от взрослого мотивированную оценку, которая определяет уровень его трудовой деятельности. Воспитатель постоянно контролирует правильность работы на всех этапах вышивки, обсуждая с ребенком, почему нужно так или иначе, и путем доказательного объяснения или создания проблемной ситуации помогать правильно выполнить шов, исправляя ошибки в процессе, а не в конце деятельности.

Начальный уровень, имеющийся у детей, определяется тестированием на первых же занятиях и индивидуальной диагностики. Это позволяет правильно определять подбор рисунка, а так же отметить, с кем из детей следует заниматься дополнительно, так как они дали показатели выше или ниже определенного программой уровня.

В занятиях вышивкой заложена некая цикличность, а именно выполнение определенного рисунка одним и тем же швом вначале «Шаг вперед иголка», затем «Тамбурный» и т. д. Обязательно серия из нескольких занятий.

Такой подход к планированию помогает сформировать умение правильно выполнять определенный шов. Важно от занятия к занятию постепенно и логично менять уровень сложности изделий, обеспечивая продвижение от простого к сложному, от неизвестного к известному.

Для эффективного проведения занятий по вышивке необходимо создать благоприятные условия с хорошим освещением. Стол и стул должен соответствовать росту ребенка. Успех обучения дошкольников вышивке во многом зависит от содержания, систематичности и последовательности изложения, информации в виде сказок, историй. Так же дети знакомятся с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Овладевают техникой выполнения некоторых швов, учатся вдевать нитку в иголку, закреплять нить на ткани, фиксировать ткань на пяльцах.

Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя на деятельность, для этого на занятиях используем сюрпризные моменты, игровые приемы и художественное слово. Во время вышивания включаем спокойную музыку, вспоминаем с детьми пословицы, стихи, сказки и т. д.

В последние годы возродился интерес к вышивке в детских садах.

Начинаем обучение со шва «Шов вперед иголку», это самый легкий и всем известный шов. Для детей рисунок прорисовывается пунктиром, он помогает научить ребенка вкалывать иголку строго по штриху.

«Тамбурный» — один из древнейших декоративных швов. Состоит из петель выходящих одна из другой, которые располагаются по рисунку в любом направлении.

«Крест» — это два стежка, пересекающейся по середине нити.

Ребенок отдает предпочтение тому образцу, который для него радостнее и приятнее. Работает ребенок над вышивкой долгие часы. Добавит ли ему удовольствие длительное общение с неинтересным объектом?

Ребенок ищет среди образцов свою тему, отзываясь на выбранный мотив сердцем. Если возникает контакт с работой, если она радует ребенка, то потом и порадует и смотрящих на нее зрителей.

Работы по вышиванию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей.

Родители оказывали помощь:

— в приобретении материала, ниток, пялец

— в подборе поговорок, загадок, стихов, сказок

— в оформлении выставок, фотоальбома и видеосъемок.

Проводили индивидуальные беседы с ребенком по технике безопасности, закрепляли навыки вдевания нити в иголку и закрепление нити в начале и конце работы.

Результаты анкетирования показали, что практически все родители увидели положительный опыт в обучении детей вышивке.

По мнению родителей дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.

Эти выводы подтверждаются результатами диагностики.

Прикреплённые файлы:

vyshivkaprezentacija1_35ae0.pptx | 10548,04 Кб

Моё хобби Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам своё хобби. Рукоделие всегда было излюбленным занятием на Руси. Из поколения в поколение отрабатывались.

Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи 1. Гжель — это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия. 2. Изначально гжелью.

Читайте также:  Вышивка бисером только полная зашивка
Оцените статью