Жемчужное шитье по бели

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Русские мастерицы издревле славились искусством вышивки жемчугом. Приглашаем вас вместе с нами отправиться в увлекательное историческое путешествие!

Сегодня при слове «жемчуг» мы, в первую очередь, вспоминаем о жемчужных бусах Коко Шанель, о лаконичной нитке жемчуга в стиле Грейс Келли, о благородных сережках-гвоздиках, которые так часто рекомендует модный глянец в качестве безупречного дополнения вечернего образа. И редко вспоминаем (а то и вовсе не знаем!) о том, что вышивка жемчугом была на Руси необычайно популярным видом рукоделия, в котором русские мастерицы достигли невиданных высот!

Жемчужная россыпь: декорируем ободок бархатом и бусинами

Жемчужное шитье: реки и моря

Первое упоминание о жемчуге на Руси встречается в древнерусских летописях. Например, в Ипатьевской летописи, одном из древнейших русских летописных сводов, упоминается что при пожаре 1185 года во Владимире сгорело множество изделий, расшитых золотом и жемчугом. В те стародавние времена использовался местный речной жемчуг, да и в дальнейшем отечественная добыча этого драгоценного камня поражала масштабом: более 150 рек поставляли жемчуг, от Волги до Жемчужного ручья и бассейна Онежского озера и Заонежья. Но со временем морской жемчуг стал одной из важнейших статей русского импорта, так что в XVII в. участник шведской дипломатической миссии в Москву, автор описания Русского царства Иоганн Филипп Кильбургер с искренним удивлением писал: «Жемчуг в России употреблялся более, нежели во всей Европе».

Наши северные реки были так богаты жемчугом, что контролировать добычу государству было буквально не по силам, и — как бы невероятно это ни звучало! — роскошные, полностью расшитые жемчугом праздничные наряды могли позволить себе даже обычные крестьянки. Путешественник барон Август фон Гакстгаузен в своих записях дает нам очень точное представление о распространенности жемчуга в крестьянской среде некоторых губерний, например, Нижегородской, где «каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин»!

Такая роскошь объясняется предельно просто: именно крестьяне занимались добычей речного жемчуга, поэтому неизбежно значительная его часть, пусть и не самого высочайшего качества, оседала в семьях.

Игра жемчуга: колье своими руками

Виды жемчуга и его подготовка

Несмотря на обилие жемчуга, ценность его очень разнилась и зависела, конечно же, от размера и цвета. Желтоватый жемчуг был не в чести, поэтому, например, импортный из Китая не пользовался популярностью, а вот белоснежный или окрашенный в нежные тона камень считался наиболее ценным. Форма также имела большое значение: жемчуг правильной круглой формы назывался «окатными» или же «скатными», а жемчуг неправильной продолговатой формы, имевший наросты, называли по‑разному, например, «уродоватым», «зубоватым» или «рогатым».

Перед использованием жемчуг проходил обработку в несколько этапов. Жемчуг, только вынутый из раковин, твердеет не сразу и при затвердевании может потерять в качестве. Поэтому его подвергали так называемому «замариванию». Так этот процесс описывается в старинных книгах о ловле жемчуга: «Промышленники, увидя зерно, от мяса его отрывают и кладут себе в рот, в коем держат часа два и сие называется «замариванием». После этого жемчуг в мокрой тряпке держат за пазухой, пока он окончательно не затвердеет». Затвердевший жемчуг зачастую дополнительно чистили и шлифовали при помощи, в худшем случае, наждака, в лучшем — настоящего алмаза, причем эта работа так и называлась, «алмазить жемчуг». Затем с помощью сверл разного размера в жемчуге просверливались отверстия (порой тощиной в человеческий волос!), но известно также, что еще не затвердевший жемчуг для вышивания могли просто проткнуть тонкой иголкой. На финальном этапе жемчуг сортировался по размеру: мелкий, средний, большой.

Воротничок из жемчуга своими руками

Вышивка жемчугом: женское искусство

Шитье жемчугом, иначе называвшееся «низанье», «саженье», считалось прерогативой женщин, в отличие, например, от кружевного дела, в котором были распространены мужчины-кружевники. Слава о русских мастерицах гремела даже за пределами страны! «В шитье, — писал шведский дворянин Петерей, — они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны».

Запрос на рукодельниц был так высок, что повсеместно стали возникать мастерские, не только при монастырях, но и светские, так называемые «светлицы». Известны работы светлиц князей Старицких, бояр Годуновых, «торговых гостей» Строгановых и многих других.

Зачастую возглавляла такую светлицу хозяйка дома — боярыня, княгиня, царица, которая, как правило, и сама была искусной мастерицей. Штат рукодельниц укомплектовывался в зависимости от состоятельности главы дома и иногда доходил до сотни, при этом в светлицах высокопоставленных господ вышиванием занимались жены и дочери служилых людей, а в домах попроще трудились простые крестьянки.

Приемы и техники

Наиболее ранним дошедшим до нас образцом техники жемчужного шитья служат поручи XII века, хранящиеся в Новгородском музее. Обнизь выполнена жемчугом малого размера, положенным непосредственно на ткань без настила, так называемое «саженье жемчугом». Начиная с XV века, как правило, жемчуг нашивается не на ткань, а на настил, выполненный либо из белого шнура в один или два ряда, либо из белых ниток, «бели». Так, собственно, и называется техника — сажение по бели.

Преимущества именно такой техники очевидны: если ткань-основа изнашивалась, шитье можно было вырезать и перенести на новый фон, а если с отдельных участков камни отрывались, узор, за счет настила, не разрушался и легко реставрировался.

При сажении рассыпанный на черном бархате жемчуг сначала нанизывается с помощью иглы на длинную белую крепкую льняную или шелковую нитку. Жемчужная нить обычно выкладывается по узору и поперечным стежком прикрепляется другой нитью, стежок при этом делается за каждым отдельным камнем.

Зачастую вышивка жемчугом соседствовала с золотным шитьем, например, обшивалась с обеих сторон шнуром из 6−7 скрученных вместе золотных нитей. Кроме того, использовались разнообразные материалы, блестки, другие драгоценные камни.

Интересный факт: все образцы древнего шитья, которые выполнялись на пяльцах (независимо от техники), с обратной стороны смазывались клейстером, сваренным на квасу, чтобы предохранить работу от съеживания при снятии с пялец! Клей при этом наносился прямо рукой с обратной стороны шитья, и иногда, в частности в крупных работах, смазывалась полностью вся изнанка.

Техники жемчужного шитья очень разнообразны и изобретательны, поэтому тем, кто хотел бы изучить их сегодня во всем их многообразии и тонкостях, придется не просто покорпеть над книгами, но и отправиться на учебу в профильную мастерскую!

«Мил мне жемчуг нежный на груди твоей. » И.А. Бунин, 1901

Жемчужное шитье можно условно разделить на два крупных направления: светское и церковное. С религиозной точки зрения, жемчуг напрямую ассоциировался с чистотой, непорочностью и святостью, поэтому он не только широко применялся при декорировании церковных облачений и создании икон, но и даже изображался на фресках — как декор одежды ангелов и святых дев.

В XVI веке искусства шитья жемчугом начинает активно развиваться и раскрываться во всем своем многообразии — в первую очередь, в роскошных одеждах государя и его окружения. Посол императора Максимилиана II Ганс Кобенцль описывал мантию Ивана Грозного, сплошь покрытую алмазами, рубинами, смарагдами и другими драгоценными каменьями и жемчугами величиной в орех! И это лишь одно из многих и многих других свидетельств иностранных гостей, пораженных величием убранства и царских нарядов. Жемчугом расшивались не только праздничная одежда, но и верхняя, например, шубы и плащи, головные уборы, кафтаны, поручи, даже обувь!

Во второй половине XVII века жемчужное шитье достигло своего подлинного расцвета: композиции усложнились, приемы и техники были доведены до совершенства и удивительной изобретательности. Жемчугом в равной степени расшивалась как мужская, так и женская одежда: летники, душегреи, епанечки, но особенно обильно жемчужное шитье было представлено на женских головных уборах — кики, кокошники, девичьи челки, повязки, коруны, венцы, убрусы и пр. Эти шитые жемчугом и драгоценными камнями головные уборы имели большую ценность и зачастую преподносились в качестве драгоценного подарка, а также передавались по наследству.

Закат жемчужного шитья

В XVIII веке, увы, начало побеждать стремление заменить дорогостоящие материалы более дешевыми — настоящий жемчуг все чаще заменялся поддельным. Причем причина была не только в том, что 1680 году в Париже был придуман способ создания искусственного жемчуга, при котором стеклянные бусы заполнялись особым составом и действительно очень походили на настоящий камень, но еще и в том, что жемчуговый промысел в России пришел в упадок. Ресурсы, в том числе из-за неконтролируемой добычи, истощились, чему также поспособствовало изменение экологии, заболачивание берегов, замутнение воды минеральными взвесями. Такая же участь постигла и многие другие районы добычи жемчуга во всем мире. Жемчужное шитье постепенно шло на спад, причем, адаптируясь к сложившейся ситуации, мастера смешивали в одном изделии натуральный жемчуг с поддельным, создавая видимость аутентичности.

Но неожиданно в XX в. ситуация резко изменилась. На Лондонском рынке вдруг начал появляться жемчуг неизвестного происхождения, и некоторое время торговцы и ювелиры полагали, что найдено новое место добычи… Однако, правда вскоре открылась — жемчуг научились культивировать, то есть выращивать искусственно. Строго говоря, такой жемчуг нельзя назвать подделкой, его производство — непростой процесс, занимающий порой до 12 лет! Но, тем не менее, как только люди нашли способ безошибочно отличать природный жемчуг от культивированного, цены на последний резко упали.

На сегодняшний день более 90% жемчуга выращивается на плантациях, а кроме того, существуют способы создания искусственного — например, послойное нанесение перламутра на шарик-основу. Цена натурального жемчуга крайне высока, и добывается его очень мало, ведь для того, чтобы получить несколько качественных жемчужин, необходимо убить около сотни моллюсков!

Нам же сегодня остается восхищаться поражающим воображение величием русского жемчужного шитья — которое, тем не менее, можно освоить и сегодня.

Жемчужное ожерелье своими руками

При написании статьи были использованы источники:

М.Н. Мерцалова «Живой жемчуг»

И.И. Вишневская «Жемчужное шитье на Руси»

Т.Т. Иванова «Убор жемчужный»

Л.И. Якунина «Русское шитье жемчугом»

С. Багдасарова «Любовь к жемчугу: перлы в русском искусстве»

Н.М. Щекотов «Древнерусское шитье»

Коруна в технике прорезного шитья и сажения жемчуга по бели

Дорогие друзья, с удовольствием поделюсь с вами своим опытом и новыми находками по созданию головного убора в русском стиле. Коруна — это часть моего современного авторского фольклорного костюма. Она хорошо гармонирует с рубахой, по лоскутно-вязанным рукавам которой, я ранее уже выкладывала МК. Техника прорезного шитья с саженьем жемчуга по бели — традиционная и очень сложная в исполнении. На выставках и фестивалях я, иногда, встречала образцы-новоделы, которые мне не нравились из-за неаккуратной изнанки. Края подрезанной и проклееной ткани махрились, а стежки с изнанки вышивки смотрелись не лучшим образом. При том, я слышала от мастеров, что очень трудно прорезать отверстия в нескольких слоях проклеенной ткани. Кто-то даже выпиливал эти отверстия! Но мне очень хотелось попробовать сделать коруну в этой технике, а все эти моменты упростить и усовершенствовать . Итак, для работы нам потребуется:

1. Ткань льняная плотного ткачества средней толщины.

2. Цветная хлопковая ткань.
3. Рама для растягивания и закрепления ткани или большие пяльца.

4. Пряжа льняная.

5. Пряжа капроновая или вискозная кручёная с метанитом (золотая).

6. Жемчуг (бусины).

8. Камни натуральные с отверстием для пришивания.

10. Клей «Момент» — «Монтаж. Жидкие гвозди».

11. Крючок для вязания.

12. Кисть плоская художественная из искусственной щетины.

13. Ножницы маникюрные с загнутыми концами.

14 Нитки швейные.

15 Иглы швейные.

16. Много терпения.

Начинаем работу с рисунка эскиза будущей коруны. Мне хотелось сделать её лёгкой и нежной, вставить в некоторые участки натуральные камни неровной формы, немного страз. Жемчуг, бисер и золотая нить должны мягко сочетаться и не перегружать композицию. Но в то же время, нужно учесть, что коруна — это праздничный головной убор. После изучения лучших образцов русских костюмов, я поняла, что рисунок вышивки я составлю свой, чтобы не повторяться. Наносим рисунок вышивки на бумагу с учётом толщины пришивания бели (кручёной верёвочки).

Теперь на другой бумаге накалываем иголкой перенесённый контур рисунока. Берём цветную плотную хлопковую ткань. В данном случае, я взяла бордовый цвет, так как хочу потом сшить к этой коруне сарафан такого цвета. Прикрепляем лист с наколотым рисунком к материалу и переводим его с помощью зубной пасты на ткань.

Далее натягиваем и пришиваем к раме льняную ткань.

Вырезаем контур рисунка на цветной ткани с припусками и пришиваем к льняному полотну на раме.

Натуральные камни пришиваем в серединки декоративных элементов рисунка.

Стразы сваровски клеим на ткань.

Дополняем камни вышивкой жемчугом и бисером вокруг.

Так же отделываем стразы.

Дальше мы будем делать верёвочку — «бель». Для этого ч я сложила льняную и металлизированную пряжу в несколько сложений. Пропустила конец на изнанку, закрепив его, начала крутить верёвочку и одновременно пришивать её к ткани поперечными стежками.

Хочу заметить, что в моём случае эта верёвочка потолще, чем по традиции. Это потому, что я пустила не два ряда бели в рисунке, а один. Мне просто захотелось попробовать более облегчённый вариант коруны по весу и более ажурный. А вообще, когда идёт сложный рисунок удобно шить верёвочку по традиции в два ряда — шьёте завиток и возвращаетесь обратно к исходной точке, чтобы выполнять следующий мотив по рисунку. А нанизанный на нить бисер ложится в бороздку между верёвочками. Но я делала на одной верёвочке — по моему замыслу.

Следующий этап — нанизывание жемчуга на нить и его пришивание к бели. В своём случае я захотела чередовать жемчуг с бисером. Пришивать следует нить на которую нанизан жемчуг поперечными стежками.

Дальше я вязала из металлизированной пряжи крючком шнур и пришивала его по внешнему контуру рисунка вышивки.

А вот теперь я скажу, в чём моя маленькая хитрость — я не стала клеить много слоёв ткани клеем, как это обычно делалось. Оставила два слоя, но пропитала их обильно желатином при помощи кисточки. Раствор желатина делала «на глаз», чтобы был густой и доводила его до кипения, постоянно помешивая.

Даём высохнуть ткани и вырезаем аккуратно маникюрными ножницами по контуру нашу коруну. Затем вырезаем отверстия и опять — моя маленькая хитрость: чтобы легче было вырезать отверстия и ткань не была бы слишком жёсткой, я чуть смачиваю это место влажной губкой. Тогда легче сгибать при вырезании.

А вот теперь — самое время улучшить внешний вид изнанки. Для этого я вяжу крючком шнур и приклеиваю его по рисунку клеем «Момент». Потом, после высыхания, я опять всё пропитываю желатином. Такую коруну можно носить даже с двух сторон — на лицо и на изнанку! Теперь придраться не к чему!

Следует украсить этот замечательный головной убор декоративными элементами. Они будут свисать у висков — бисероплетение придётся здесь кстати. Как дальше оформить детали отделки — это подскажет ваша фантазия! Для того чтобы одеть коруну на голову, я протянула декоративные шнуры по краям и при их помощи завязываю её «в кольцо», придавая ей округлую форму.

Я выполняла эту кропотливую работу очень долго, но зато, как велика была радость, когда на Международном фестивале славянской культуры, я одела коруну к своему костюму! Я словно перенеслась в другие времена и чувствовала себя сказочной царевной!

В завершении, хочу выразить надежду, что если вам понравился мой МК, то вы захотите сделать себе нечто подобное и попасть в сказку! Вы не пожалеете потраченного времени и труда! Будьте неотразимыми! Желаю успехов!

Читайте также:  Паспарту для круглой вышивки
Оцените статью