Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Немного из истории искусства вышивки
Мало кто знает, что такое рукоделие как вышивка своими корнями уходит глубоко в первобытный век. Хотя и древняя вышивка мало чем напоминала чудесные работы рукодельниц, созданные намного позже.
Первобытные «мастерицы» в своей работе прибегали к разнообразным подручным средствам, что косвенно напоминало современные иголки, нити и ткани. Точенный камень и острые кости служили иглой, жилы, волосы и шерсть — нитями, кожа животных — тканью. Эти изделия мало были привлекательны, но других материалов в природе не существовало, а человек еще не умел производить необходимые для шитья материалы самостоятельно.
Примечательно, что первые стежки выполненные крестом, появилась еще в первобытный век, когда женщины сшивали куски кожи между собой, используя их в качестве одежд. Этот наиболее популярный вид стежков позже стал называться «крестом». Особую популярность эти стежки приобрели намного веков позже — с приходом христианской веры.
Прошли годы и люди научились прясть нити, ткать ткани, из металла делать иглы и это рукоделие начало приобретать ту форму, которую мы привыкли видеть. Свидетельства о первой вышивке по ткани были найдены в Китае. Они датируется 4-5 веком до нашей эры. Первой основой под вышивку была ткань из шерсти, а позже шелк. Гладью же в Китае уже начали вышивать в 1-2 веке до нашей эры. К тому же всем известно, что в Китае, начали производить первые шелковые ткани.
Вслед за Китаем в Древней Индии был выращен первый лен и соткана ткань, имеющая подходящую структуру под вышивку. Эта ткань начала использоваться повсеместно для шитья одежд.
В Древнем Египте по узорам и пышности вышивки определяли социальное положение человека. Самая богатая, разноцветная вышивка наносилась на одежду только царственных особ — фараонов. А у низших слоев общества она была намного скромнее или вообще отсутствовала.
Вышивка бисером появилась примерно тогда, когда изготовили первый бисер. А он впервые был изготовлен египтянами около III тысяч лет до нашей эры. Правда, древнеегипетский бисер мало чем напоминал современный. Бусины имели форму капли и в длину достигали от 1,5 до 3,5 см.
Согласно историческим летописям первая вышивка золотыми нитками появилась в Риме и Греции. Это были неимоверно роскошные орнаменты, часто они украшали шелковые ткани.
Вышивка Ришелье появилась в Европе в 17 столетии и была названа в честь своего «первооткрывателя» — кардинала Ришелье. А ленты в вышивке впервые были применены во Франции во второй половине 18 века. К слову, ими очень любил вышивать Людовик XV.
Мастерство вышивки столетиями передавалось из поколения в поколение. Женщины, вышивая, придавали своим вышивкам магическое значение, придумывали узоры, состоящие с определенных знаков. У каждого народа создавались свои традиции, связанные с вышивкой, которые складывались веками. Каждый вышитый знак на полотне имел свое значение и символ. Вышивки имели свойство оберегов от нечистой силы или для привлечения удачи.
И на Руси со времен язычества славянские народы начали закладывать символический смысл в вышиваемые орнаменты. Линии, кресты, ромбы, которыми украшалась одежда, имели по мнению людей, огромное магическое значение. Вышитые талисманы и обереги бережно хранились и передавались от родителей к детям. А вышивали наши пра-пра-прабабушки практически все: повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески покрывала, полотенца. На них изображали яркие мотивы, символизирующие достаток в доме и здоровье.
Так, вышитое за один световой день рукодельницей полотенце считалось мощнейшим оберегом, способным излечивать даже от смертельных болезней. Но эту работу одновременно могли выполнять несколько вышивальщиц. И что бы успеть, начинали вышивать на рассвете, а к закату солнца полотенце должно было быть уже готовым.
Много веков в России материалы, используемые в вышивке, были весьма дорогими. И вплоть до конца 18 века вышивание было доступно лишь женщинам из богатых семей, а также монахиням. А с начала 19 века этим рукоделием начали заниматься и простые крестьянки, используя при этом более дешевые и простые материалы. Каждая девушка с юных лет, сидя долгими вечерами за пяльцами, мечтала о том, что выйдет замуж в собственноручно вышитых одеждах, имея приданое из вышитых одеял, подушек, полотенец, рубахах.
Вышивальщицам посвящали не только художники свои произведения, а и поэты. Так, уместно вспомнить чудесные поэтические строки поэтессы Надежды Крыловой:
От мала да велика,
От бедных,до великих,
С иглою были вы в ладу,
Сидя за вышивкой в саду.
В гостиной,на пороге,
Присев уютно у окна,
Трудились часто до темна,
Поджав уютно ноги.
Стелились ровно швы,
Стежки ложились кряду,
И представляли вы,
Как это подойдет к наряду.
И укололи вы перста,
Но боли не узнали,
Секреты божьей красоты
Вы с вышивкою открывали.
Искусство шитья и вышивки развивалось тысячелетиями, а за последнее столетие переросло в любимое увлечение миллионов женщин по всему миру. Однако на сегодняшний день вышивка утратила свое сакральное значение. Ею уже не украшают одежды, не создают обереги. Да и мало кто обращается к давним орнаментам в своей работе. В основном создают свои или же вышивают по заранее начерченным схемам.
И в заключение хотелось бы отметить, что машинная вышивка впервые появившаяся во Франции в 1821 году, после изобретения специальной машинки, никак не может заменить ручную вышивку, которая несет в себе огромную энергетику и тепло рук мастерицы.
Еще одним из древнейших видов рукоделия было вязание , которое изначально вплоть до 17 столетия было прерогативой мужчин, а потом перекочевало в руки женщин.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
О чём поёт душа.
Женщина стояла у окна,
В шаль укутав худенькие плечи.
Где-то растворялись голоса.
Зажигались сумерки и свечи.
Sir Herbert James Gunn (1893-1964)
Не сестра, не мать и не жена,
Не дурнушка и не королева,
ЖЕНЩИНА стояла у окна.
Просто так стояла и . смотрела.
Carl Rohling (1849–1922)
Не покорна, но и не горда.
Не разумна, но не безрассудна.
Женщина стояла у окна.
В доме было тихо и уютно.
И земля, и судьбы всех времен
На стекле неспешно проявлялись.
Таинствa пророчеств и имен
В женщине стоявшей отражались.
А в глубокой, белой тишине
За прямыми, хрупкими плечами,
Прославляя женщину в окне
Ангелы-хранители стояли.
© Copyright: Светлана Шварц
Henry Paul Perrault
Пусть мой муж скорей воротится.
Боже , дай ему везения.
Мне конечно верить хочется,
Из сердечка прочь сомнения.
Говорит, что любит детушек,
Что я самая желанная.
На других не смотрит девушек,
Я судьбой , да богом данная.
У окна сидели женщины,
Незнакомые и близкие.
С ложью грязною обвенчаны.
С верою своею искренней.
Две судьбы такие разные,
Две судьбы такие светлые.
Только обе не любимые,
Словно сломанные ветки вы.
Эта женщина в окне в платье розового цвета
утверждала , что в разлуке невозможно жить без слёз.
Потому что перед ней 2 дороги-та и эта.
Та прекрасна , но напрасна , эта, видимо , всерьёз
( Б. Окуджава ).
Carl ludwig Becker
Когда темно совсем уж стало,
Сияли звезды и луна
Она одна в ту ночь не спала,
Она сидела у окна.
художник Alan Ayers
Воспоминанья легкой дымкой
И листьев пожелтелый цвет.
Она, с наивною улыбкой,
Себе внушала — счастья нет.
Пусть будет больно — все проходит,
Пусть жар в груди — все заживет.
Твоя любовь по свету ходит.
Ты только верь. Она придёт
Ameli
Французского художника немецкого происхождения Henri Guillaume Schlesinge
Она сидела у окошка
Смотрела, плача, в темноту
И только лунная дорожка,
Качала синюю звезду.
FileCharles Robert Leslie
И вспыхнули воспоминанья,
Мерцая звездною пыльцой.
Все мысли, чувства и желанья
Ее манили за собой.
Константин Егорович Маковский (1839-1915
Eugen von Blaas.
Hemingbough. — A Prelude · Robert Haig Coxon
Окуджава Эта женщина в окне
Adolphe Philippe Millot .
Мужчина с ревностью спросил у Бога —
Зачем вложил ты в женщин красоты так много? —
А для того, чтобы их любили страстно вы.
Вот потому и дал им много красоты!!
Спасибо,Таня, наш замечательный гид в мир прекрасного! Все образы очень красивы! В глазах одних ожидание, в других тоска! Но все те, кто очень ждет, обязательно дождутся! Великолепная работа.
По традиции вношу и я свои пять копеек.😊
Я восхищаться не устану Вами!
Пусть ярче станет небо и словами
Хочу играть, чтоб сделать комплимент,
Мудрее женщины на свете ведь и нет!
Джордж Френсис Джозеф
Манеры, искренне, достойны восхищенья!
Ах, это дивное, прекрасное мгновенье,
Смотреть на Вас! Как удовольствий много,
Но это главное, что я прошу у Бога!
Мориц Михаэль Даффингер 1790-1849
Хочу, чтоб радовали дальше Вы природу,
Чтоб слушалась любая Вас погода!
Чтоб небеса любовью Вас накрыли.
Женщина стояла у окна. (с)
liseo Sala (1813 — 1879) — Lucia Mondella at the window
Как правило, сюжеты с использованием этого архитектурного элемента, несущего свет на полотно, что безусловно является ключевым смыслом, еще несут в себе и романтические нотки, иногда наталкивают на философские размышления. А персонажи, всматривающиеся в даль через окно, содержат в себе двойной смысл: с одной стороны художник призывает вырваться из повседневности и устремиться в даль за мечтой и еще куда-либо, а с другой — показывает невозможность уйти от реальной жизни. Зачастую эта роль на картинах отводится все тому же образу женщины — пленницы домашнего очага. Яркий тому пример — полотно Сальвадора Дали.
Девушка у окна. Автор: Сальвадор Дали.