Женщина вышивает у окна

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного из истории искусства вышивки

Мало кто знает, что такое рукоделие как вышивка своими корнями уходит глубоко в первобытный век. Хотя и древняя вышивка мало чем напоминала чудесные работы рукодельниц, созданные намного позже.

Первобытные «мастерицы» в своей работе прибегали к разнообразным подручным средствам, что косвенно напоминало современные иголки, нити и ткани. Точенный камень и острые кости служили иглой, жилы, волосы и шерсть — нитями, кожа животных — тканью. Эти изделия мало были привлекательны, но других материалов в природе не существовало, а человек еще не умел производить необходимые для шитья материалы самостоятельно.

Примечательно, что первые стежки выполненные крестом, появилась еще в первобытный век, когда женщины сшивали куски кожи между собой, используя их в качестве одежд. Этот наиболее популярный вид стежков позже стал называться «крестом». Особую популярность эти стежки приобрели намного веков позже — с приходом христианской веры.

Прошли годы и люди научились прясть нити, ткать ткани, из металла делать иглы и это рукоделие начало приобретать ту форму, которую мы привыкли видеть. Свидетельства о первой вышивке по ткани были найдены в Китае. Они датируется 4-5 веком до нашей эры. Первой основой под вышивку была ткань из шерсти, а позже шелк. Гладью же в Китае уже начали вышивать в 1-2 веке до нашей эры. К тому же всем известно, что в Китае, начали производить первые шелковые ткани.

Вслед за Китаем в Древней Индии был выращен первый лен и соткана ткань, имеющая подходящую структуру под вышивку. Эта ткань начала использоваться повсеместно для шитья одежд.

В Древнем Египте по узорам и пышности вышивки определяли социальное положение человека. Самая богатая, разноцветная вышивка наносилась на одежду только царственных особ — фараонов. А у низших слоев общества она была намного скромнее или вообще отсутствовала.

Вышивка бисером появилась примерно тогда, когда изготовили первый бисер. А он впервые был изготовлен египтянами около III тысяч лет до нашей эры. Правда, древнеегипетский бисер мало чем напоминал современный. Бусины имели форму капли и в длину достигали от 1,5 до 3,5 см.

Согласно историческим летописям первая вышивка золотыми нитками появилась в Риме и Греции. Это были неимоверно роскошные орнаменты, часто они украшали шелковые ткани.

Вышивка Ришелье появилась в Европе в 17 столетии и была названа в честь своего «первооткрывателя» — кардинала Ришелье. А ленты в вышивке впервые были применены во Франции во второй половине 18 века. К слову, ими очень любил вышивать Людовик XV.

Мастерство вышивки столетиями передавалось из поколения в поколение. Женщины, вышивая, придавали своим вышивкам магическое значение, придумывали узоры, состоящие с определенных знаков. У каждого народа создавались свои традиции, связанные с вышивкой, которые складывались веками. Каждый вышитый знак на полотне имел свое значение и символ. Вышивки имели свойство оберегов от нечистой силы или для привлечения удачи.

И на Руси со времен язычества славянские народы начали закладывать символический смысл в вышиваемые орнаменты. Линии, кресты, ромбы, которыми украшалась одежда, имели по мнению людей, огромное магическое значение. Вышитые талисманы и обереги бережно хранились и передавались от родителей к детям. А вышивали наши пра-пра-прабабушки практически все: повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески покрывала, полотенца. На них изображали яркие мотивы, символизирующие достаток в доме и здоровье.

Так, вышитое за один световой день рукодельницей полотенце считалось мощнейшим оберегом, способным излечивать даже от смертельных болезней. Но эту работу одновременно могли выполнять несколько вышивальщиц. И что бы успеть, начинали вышивать на рассвете, а к закату солнца полотенце должно было быть уже готовым.

Много веков в России материалы, используемые в вышивке, были весьма дорогими. И вплоть до конца 18 века вышивание было доступно лишь женщинам из богатых семей, а также монахиням. А с начала 19 века этим рукоделием начали заниматься и простые крестьянки, используя при этом более дешевые и простые материалы. Каждая девушка с юных лет, сидя долгими вечерами за пяльцами, мечтала о том, что выйдет замуж в собственноручно вышитых одеждах, имея приданое из вышитых одеял, подушек, полотенец, рубахах.

Вышивальщицам посвящали не только художники свои произведения, а и поэты. Так, уместно вспомнить чудесные поэтические строки поэтессы Надежды Крыловой:

От мала да велика,
От бедных,до великих,
С иглою были вы в ладу,
Сидя за вышивкой в саду.

В гостиной,на пороге,
Присев уютно у окна,
Трудились часто до темна,
Поджав уютно ноги.

Стелились ровно швы,
Стежки ложились кряду,
И представляли вы,
Как это подойдет к наряду.

И укололи вы перста,
Но боли не узнали,
Секреты божьей красоты
Вы с вышивкою открывали.

Искусство шитья и вышивки развивалось тысячелетиями, а за последнее столетие переросло в любимое увлечение миллионов женщин по всему миру. Однако на сегодняшний день вышивка утратила свое сакральное значение. Ею уже не украшают одежды, не создают обереги. Да и мало кто обращается к давним орнаментам в своей работе. В основном создают свои или же вышивают по заранее начерченным схемам.

И в заключение хотелось бы отметить, что машинная вышивка впервые появившаяся во Франции в 1821 году, после изобретения специальной машинки, никак не может заменить ручную вышивку, которая несет в себе огромную энергетику и тепло рук мастерицы.

Еще одним из древнейших видов рукоделия было вязание , которое изначально вплоть до 17 столетия было прерогативой мужчин, а потом перекочевало в руки женщин.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

О чём поёт душа.

  • Женщина стояла у окна,
    В шаль укутав худенькие плечи.
    Где-то растворялись голоса.
    Зажигались сумерки и свечи.

    Sir Herbert James Gunn (1893-1964)

    Не сестра, не мать и не жена,
    Не дурнушка и не королева,
    ЖЕНЩИНА стояла у окна.
    Просто так стояла и . смотрела.

    Carl Rohling (1849–1922)

    Не покорна, но и не горда.
    Не разумна, но не безрассудна.
    Женщина стояла у окна.
    В доме было тихо и уютно.

    И земля, и судьбы всех времен
    На стекле неспешно проявлялись.
    Таинствa пророчеств и имен
    В женщине стоявшей отражались.

    А в глубокой, белой тишине
    За прямыми, хрупкими плечами,
    Прославляя женщину в окне
    Ангелы-хранители стояли.

    © Copyright: Светлана Шварц

    Henry Paul Perrault


    Пусть мой муж скорей воротится.
    Боже , дай ему везения.
    Мне конечно верить хочется,
    Из сердечка прочь сомнения.
    Говорит, что любит детушек,
    Что я самая желанная.
    На других не смотрит девушек,
    Я судьбой , да богом данная.

    У окна сидели женщины,
    Незнакомые и близкие.
    С ложью грязною обвенчаны.
    С верою своею искренней.
    Две судьбы такие разные,
    Две судьбы такие светлые.
    Только обе не любимые,
    Словно сломанные ветки вы.


    Эта женщина в окне в платье розового цвета
    утверждала , что в разлуке невозможно жить без слёз.
    Потому что перед ней 2 дороги-та и эта.
    Та прекрасна , но напрасна , эта, видимо , всерьёз
    ( Б. Окуджава ).

    Carl ludwig Becker

    Когда темно совсем уж стало,
    Сияли звезды и луна
    Она одна в ту ночь не спала,
    Она сидела у окна.

    художник Alan Ayers

    Воспоминанья легкой дымкой
    И листьев пожелтелый цвет.
    Она, с наивною улыбкой,
    Себе внушала — счастья нет.

    Пусть будет больно — все проходит,
    Пусть жар в груди — все заживет.
    Твоя любовь по свету ходит.
    Ты только верь. Она придёт
    Ameli

    Французского художника немецкого происхождения Henri Guillaume Schlesinge

    Она сидела у окошка
    Смотрела, плача, в темноту
    И только лунная дорожка,
    Качала синюю звезду.

    FileCharles Robert Leslie

    И вспыхнули воспоминанья,
    Мерцая звездною пыльцой.
    Все мысли, чувства и желанья
    Ее манили за собой.

    Константин Егорович Маковский (1839-1915

    Eugen von Blaas.

    Hemingbough. — A Prelude · Robert Haig Coxon

    Окуджава Эта женщина в окне

    Adolphe Philippe Millot .

    Мужчина с ревностью спросил у Бога —
    Зачем вложил ты в женщин красоты так много? —
    А для того, чтобы их любили страстно вы.
    Вот потому и дал им много красоты!!

    Спасибо,Таня, наш замечательный гид в мир прекрасного! Все образы очень красивы! В глазах одних ожидание, в других тоска! Но все те, кто очень ждет, обязательно дождутся! Великолепная работа.


    По традиции вношу и я свои пять копеек.😊

    Я восхищаться не устану Вами!
    Пусть ярче станет небо и словами
    Хочу играть, чтоб сделать комплимент,
    Мудрее женщины на свете ведь и нет!

    Джордж Френсис Джозеф

    Манеры, искренне, достойны восхищенья!
    Ах, это дивное, прекрасное мгновенье,
    Смотреть на Вас! Как удовольствий много,
    Но это главное, что я прошу у Бога!

    Мориц Михаэль Даффингер 1790-1849

    Хочу, чтоб радовали дальше Вы природу,
    Чтоб слушалась любая Вас погода!
    Чтоб небеса любовью Вас накрыли.
    Женщина стояла у окна. (с)

    liseo Sala (1813 — 1879) — Lucia Mondella at the window

    Как правило, сюжеты с использованием этого архитектурного элемента, несущего свет на полотно, что безусловно является ключевым смыслом, еще несут в себе и романтические нотки, иногда наталкивают на философские размышления. А персонажи, всматривающиеся в даль через окно, содержат в себе двойной смысл: с одной стороны художник призывает вырваться из повседневности и устремиться в даль за мечтой и еще куда-либо, а с другой — показывает невозможность уйти от реальной жизни. Зачастую эта роль на картинах отводится все тому же образу женщины — пленницы домашнего очага. Яркий тому пример — полотно Сальвадора Дали.

    Девушка у окна. Автор: Сальвадор Дали.

    Читайте также:  Золотое руно вышивка ранний снег
  • Оцените статью