Зимние кружева художник бялыницкий бируля

Бялыницкий — Бируля В. К. (1872 — 1957)

Бялыницкий-Бируля В.К. (1872-1957)

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля вошел в историю советского искусства как тонкий и поэтичный пейзажист. Его живописной палитре свойственны серебристо-дымчатая цветовая гамма, любовь к полутонам, изящество в решении общих колористических задач. Композиции тщательны; немногочисленны и не случайны детали. Полотна Бялыницкого полны дыхания природы — и это привлекает к его творчеству многих и многих.

Родился художник в Могилевской губернии, в Белоруссии. Отец его арендовал землю в небольшой усадьбе, и поэтому детство Бялыницкого-Бирули прошло в тесном соприкосновении с белорусской природой. Именно из детства и вынес он понимание той особой жизни, которой живет каждое дерево, каждое поле.
Мальчик очень рано начал рисовать, лет с шести, и занятия искусством уже не прекращал с этого времени. Родители отправили его учиться в Киев, во Владимирский кадетский корпус, но одновременно он посещал и рисовальную школу Н.И.Мурашко. Его рисунки показали художнику Прянишникову, который посоветовал мальчику учиться дальше. В 1889 году юноша поступил учиться в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Большим авторитетом для него были преподававшие там художники И.Левитан, В.Серов и К.Коровин.
Молодой художник быстро обратил на себя внимание П.М.Третьякова, который с выставки в 1897 году купил его картину «В окрестностях Петербурга». С 1899 года Бялыницкий постоянно экспонируется на выставках, а в 1905 году он становится членом Товарищества передвижных выставок.

Пейзаж в этот период обретает на полотнах художника особое звучание нежной грусти и задумчивости. Здесь заметно влияние Левитана, который учил Бялыницкого обобщением в пейзаже, отбору деталей, важности тона, значению светотени. Бялыницкий увлекается передачей на холсте тающего снега, движения талых вод — это время технического совершенствования. Его очень привлекают поэзия пустынных, заброшенных уголков, тихие настроения природы. Одна из его работ этого периода — «Весна идет» — была продана в частное собрание, и на вырученные деньги художник смог отправиться в заграничное путешествие. Он посетил Всемирную выставку а Стокгольме, на которой его внимание привлекли морские пейзажи скандинавских художников, а затем отправился в Голландию и в Париж. Знакомство с творчеством барбизонских художников, особенно Коро и Добиньи, во многом расширило представление Бялыницкого о о возможностях камерного пейзажа.
Начиная с 1900-х годов Бялыницкий-Бируля становится очень известен. Его полотна покупают разные музеи (Русский музей, Третьяковская галерея и др.).В 1911 году на выставке в Мюнхене пейзаж Бялыницкого «Час тишины» удостаивается золотой медали. А за полотно «Перед весной» художник удостоился золотой медали в Барселоне.

Читайте также:  Схемы ленточного кружева крючками

Сразу же после Октябрьской революции Бялыницкий выполняет заказ Реввоенсовета — пишет первую в своем творчестве историко-документальную картину «Канун Октября. Тверской бульвар близ Никитских ворот» (1917г.)
В дальнейшем Бялыницкий много путешествует по стране, делает этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 30-х годах им создано немало индустриальных пейзажей. Но, в основном, его дарование раскрывалось в тонких, камерных пейзажах.
В 1936-1937 годах Бялыницкий делает цикл картин по местам жизни А.С.Пушкина. И в этих пейзажах мы опять отмечаем задумчивость и тонкую грусть, столь родственные лирике великого поэта.
В 1938 году художник написал множество северных пейзажей. Они лишены внешних эффектов. Предельная четкость в пределах деталей делает пейзажи немногословными, но очень выразительными. Излюбленные Бялыницким сероватые и голубоватые оттенки в этих пейзажах приглушены, отчего композиции особенно воздушны. Вообще в своих вещах художник избегает внешней декоративности.
Особую известность принесли Бялыницкому-Бируле полотна, посвященные наступлению весны. Полны ли они суровой, сдержанной энергии («Лед прошел») или мажорного, приподнятого настроения («Калужница цветет») — главное очарование их в ненавязчивой передаче этих настроений, как бы шепотом сообщенных зрителю. Таково полотно «В час тишины» (1940). Основа выразительности здесь — изящные, легкие и одновременно точные цветовые соотношения, виртуозная колористическая гамма. Вообще, Бялыницкий любил передавать туманность пейзажа, отблески неяркого солнца на вечерней воде, от которой поднимается нежный пар, размытые очертания дальнего берега.
В 1947тгоду художником был создан цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало как бы возрождение природы от войны: молодая поросль на зияющих ранах земли, зазеленевшей побегами юных деревьев, ржавый, разбитый танк.
( Статья из сборника «Сто памятных дат» 1982)

Берег озера Вудъяр (1936)


Тонкий, камерный пейзаж. Одно из самых знаменитых картин художника. Ему как бы удалось заглянуть в самое сердце прекрасных и суровых гор. Мелкий, дробный удар кисти по холсту создает иллюзию водной ряби, легко пробегающего по озеру ветра. Контрастно в пейзаже сочетание плотной, упругой, почти ощутимой физически поверхности воды и нежных, задымленных, тающих в небе горных вершин.

Читайте также:  Стандартная выкройка платья женского

Весной повеяло


Художник великолепно раскрыл то состояние, когда природа пробуждается от зимнего сна, ту влажность снега, и дымку тумана над темной стылой водой, и пасмурную хмурость небас чуть теплеющей облачной далью, которые так характерны для ранней весны в белорусском Полесье.

Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 321. Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович(1872-1957).

«Он был одним их тех скромных, простых последователей Левитана, так же сильно и преданно любившим русскую природу, хотя и не достигшим высот своего учителя. Пройдут годы, и его работы будут цениться так же, как сейчас ценятся в Европе работы малых голландцев.» (Наширванов Б.Н.)

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля вошел в историю отечественного искусства как тонкий и удивительно поэтичный пейзажист. Его живописной палитре свойственны любовь к полутонам и тонкое изящество в решении общих колористических задач. Полотна художника полны дыхания природы, что всегда привлекало к его творчеству многочисленных ценителей.
В своем творчестве Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX века. Его гармоничные и всегда очень изысканные по колориту картины-пейзажи представляют собой лирические раздумья автора о вечности природы.
После 1917 года Бялыницкий-Бируля, подобно В. Н. Бакшееву, К Ф. Юону, И. Э. Грабарю, стал одним из основных хранителей традиций русского реалистического пейзажа.

Отец Витольда отличался очень скверным и неуживчивым характером, был крайне конфликтным человеком, что вынуждало семью постоянно переезжать с места на место. Кроме того отец часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу.
«Ранняя весна», 1953 год, холст масло, 53 x 71, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Именно это в немалой степени способствовало тому, что юноша смог увидеть мир и природу Беларуси и России. Позднее, уже став профессиональным художником, Витольд, пользуясь детскими воспоминаниями и впечатлениями той поры, будет неутомимо рисовать пейзажи родного края, отображая в них неприметную красоту живописных белорусских лесов, перелесков, садов и полей.
«Вечер ранней весны». 1943 год, Холст, масло, 80 x 95, Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского

Витольд с 6-летнего возраста начал рисовать, чему родители мальчика были очень рады. Видя несомненное природное дарование сына они тем не менее отправляют его учиться в Киев не живописному ремеслу, а во Владимирский кадетский корпус.
«Тишина» 1890-е — начало 1900-х, холст, масло, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Одновременно с обучением в корпусе Витольд посещает и рисовальную школу Н.И.Мурашко. Рисунки юного художника попадают на глаза художнику Прянишникову, который настоятельно советует Витольду продолжить дальнейшее обучение живописи уже в Москве.
«Весна». 1911 год, Нижегородский художественный музей

В 1889 году Витольд Бялыницкий-Бируля поступил учиться в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали преподававшие там художники И.Левитан, В.Серов и К.Коровин.
«Лодки». 1913 год, Холст, масло., 71 x 107, Одесский художественный музей

В Москве произошло знакомство молодого художник познакомился с Исааком Левитаном, у которого он часто работал в мастерской. Под влиянием педагогов Бялыницкий-Бируля серьёзно увлекся пейзажем. В 1892 году Павел Третьяков, обративший внимание на молодого художника приобретает с выставки для своей галереи несколько полотен художника, одно из которых «Вечер в тундре», что случалось чрезвычайно редко с молодыми авторами.

С этого времени Витольд Бялыницкий-Бируля начинает постоянно экспонировать свои работы на выставках. С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, на Международных выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Его картины часто удостаиваются наград.
Зимний пейзаж 1901 год, холст, масло 82,5х105 Частное собрание

Так, в 1899 году живописное полотно «Весна идет» на ежегодном конкурсе Московского объединения любителей художеств было отмечено первой премией.
«Весна». 1899 год, Холст, масло., 104 x 81, Киевский национальный музей русского искусства

В 1908 году Витольд Бялыницкий-Бируля был удостоен звания академика Императорской Академии художеств за полотно «В конце зимы». Художник воссоздает новое направление в пейзажной живописи.
«В конце зимы». 1907 год, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Витольд Бялыницкий-Бируля дружил с И. И. Левитаном, иногда их работы экспонировались на одной выставке.
«Осенний ветер», Холст масло, Частное собрание

В начале 20 века художник много путешествует по странам Европы: Швеции, Голландии, Франции, Германии, Бельгии, Дании, изучает опыт знаменитых живописцев Запада.
«Ранняя весна». 1902 год, Холст, масло, 71,5 x 106, Сумский художественный музей

в 1901 году на Кавказской юбилейной выставке талантливый живописец получает золотую медаль за картину «Вечные снега»,

за картину «Зимний сон» — бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. Картина «Зимний сон» — одно из лучших полотен В. К. Бялыницкого-Бирули. В картине использован минимум средств выражения. Лишь несколько плоскостей и небольшое число линий составляют её композицию.
«Зимний сон», 1911 год, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

В 1912 году Витольд Бялыницкий-Бируля вместе с С. Ю. Жуковским, А. С. Степановым, А. В. Моравовым, Н. П. Богдановым-Бельским основал творческую колонию на своей даче «Чайка» на озере Удомля в Тверской губернии.
«Дача в саду». Холст, масло., 96 x 117, Костромской государственный объединенный художественный музей

В 1919–1920 годах при непосредственном участии Витольда Бялыницкого-Бируля были организованы ряд общеобразовательных школ в Московской и Тверской губерниях, где художник преподавал рисование. В советские годы работал в Белоруссии, Ясной Поляне (1920, 1928), селе Михайловском (1937), Горках Ленинских (1924, 1927–1937, 1945), Клину (1940-е). Совершил поездки на Север — в Поморье и Заполярье (1932–1939), на предприятие «Азовсталь» (1934); в 1944 посетил Архангельск.
«Дремлющий пруд?. 1945 год, Холст, масло, 88,5 x 105, Челябинская областная картинная галерея

В 1918 году Витольд Бялыницкий-Бируля стал одним из основателей объединения «Изограф». С 1922 — он член и экспонент АХРР (участвовал в «Выставке этюдов, эскизов, рисунков и графики из жизни и быта Рабоче-Крестьянской Красной Армии», 1922), в 1927–1928 годах — Объединения художников-реалистов.
«Москворецкая набережная» 1923 год. Холст, масло, Частное собрание

Художник любил оставаться наедине с природой. Он писал: «И вот в этих молчаливых созерцаниях вечера, сумерек, рассвета слушаешь тишину и биение своего сердца. Слушаешь и не можешь ничего написать, если бы даже этого хотелось. И уйти не в силах: жаль расстаться с тем, что видишь, и боишься спугнуть нахлынувшие, овладевшие тобой думы, мечты…». Бялыницкий-Бируля считал, что первое впечатление от выбранного мотива очень важно сохранить до конца работы. Это всегда ему удавалось. Его картины необычайно свежи, эмоциональны, виртуозно написаны и никогда не утрачивали свое очарование.
«В конце зимы» 1911 год. Национальный художественный музей Республики Беларусь

В 1947 году Витольду Бяльницкому-Бируле было присвоено звание народного художника РСФСР (звание народного художника Белорусской ССР он получил в 1944 году), его избрали действительным членом Академии художеств СССР. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска.
«Ранняя весна» 1949 год, Холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвящённых Белоруссии. В окрестностях Минска был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна» Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Находясь на родине, в 1947 году художник создает около тридцати картин, этюдов и эскизов: «Беларусь. Вновь зацвела весна», «Беларусь. Яблони в цвету», «Старая белорусская деревня», «Зазеленели белорусские березки» «Ранняя весна» и другие.

Витольд Бялыницкий-Бируля не случайно считается непревзойденным мастером весеннего пейзажа. Известно более двухсот его полотен, где отображено пробуждение природы, ее обновление. Эти картины носят лирический, эмоциональный характер.
«Осенний пейзаж», Холст масло, Частное собрание

По приглушенной палитре неярких красок, неуловимому переходу и чередованию цветов произведения живописца узнаются безошибочно.
«Оттепель», 1927 год, Холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

Он был тонким знатоком природы, хорошо понимал ее состояние, подмечал оттенки и показывал этот дивный зеленый цвет в динамике, постоянном изменении. Витольд Бялыницкий-Бируля всю жизнь писал землю, воду и небо, используя всего три-четыре краски.
«Голубой весной», 1943 год, холст масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля скончался на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Могила Бялыницкого-Бирули на Новодевичьем кладбище Москвы.

Творческое наследие художника огромно: им создано около 2000 произведений, многие из которых находятся в разных музеях и коллекциях. Произведения Витольда Бялыницкого-Бируля украшают многие музейные собрания, в том числе Государственной Третьяковской галерее, Государственного Русского музея, Киевского музея русского искусства, Национального художественного музея республики Беларусь в Минске и других.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .

18+ © 2013—2021. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.

Оцените статью