Значение орнамента чувашской вышивки

Значение орнамента чувашской вышивки

Про Чувашию говорят, что это «край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок». Традиционный орнамент можно встретить на каждом шагу. К слову, по дороге в Чебоксары в глаза бросаются автобусные остановки, расписанные чувашскими узорами. Сразу понимаешь, где находишься.

Здесь шутят, что природа не одарила их богатыми недрами, как соседей, зато дала золотые руки. Еще век назад никто бы на этих землях и не подумал взять в жены девушку, которая не умеет вышивать. Рисовать иглой замысловатые узоры она должна была научиться гораздо раньше, чем готовить обед. А сейчас такие мастерицы на вес золота…

История промысла ручной вышивки в Чувашии началась с 1921 года, когда в селе Альгешево Чебоксарского уезда Казанской губернии открылась артель для мастериц ближних деревень. В конце 1923 г. для развития традиционного промысла было учреждено товарищество «Кустарь — художник», которое спустя шесть лет получило название «Паха тере», что в переводе с чувашского означает «чудесный, качественный узор».

Со временем товарищество превратилось в крупнейшее предприятие по национальной вышивке, продукция которого отправлялась даже в европейские страны. На предприятии работали специалисты с огромным опытом и создавались уникальные изделия с вышивкой.

Однако, начиная с 90-х годов прошлого века предприятие начало приходить в упадок. Дешевый китайский ширпотреб люди предпочли ценному национальному колориту, фабрика оказалась на грани банкротства, а мастера с 30-ти летним стажем и огромным опытом работы оказались на улице.

«К сожалению, старая фабрика так и прекратила свое существование, однако нам удалось сохранить бренд „Паха тере“ как символ искусства национальной чувашской вышивки»

Наталия Посынкина, генеральный директор фирмы художественных промыслов

«Это особая специфика — национальный чувашский узор хоть и геометричен по своей сути, но очень разнообразен. Каждый символ имеет свое особое значение. Это позволяет изделию быть не только красивым, но и передавать определенное послание своему владельцу
или быть оберегом»

Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки

«Несколько десятилетий назад я задалась целью перезнакомить родственников с папиной и маминой стороны и нарисовала родословное древо на рулоне бумажных обоев, — рассказывает Евгения Жачева. — Но бумага со временем порвалась, и мне так было жалко свой труд, что я задумалась, как бы сохранить родословную. Выпилить из дерева? Мне не по силам… И тогда пришла идея вышить ее. В то время я еще ничего не знала о традиционных чувашских швах и орнаменте. Первая попытка оказалась неудачной. С лицевой стороны рисунок вроде бы напоминал чувашский узор. А с изнаночной — полная неразбериха. Обратилась к мастерам. Помогли, подсказали. Узнала, что способов вышивки у чувашей множество. Изучала древнее искусство в архивах. Исследовав все имеющиеся образцы в музеях республики, поехала в Питер — именно там сегодня находится самая большая коллекция чувашских узоров.

Я поехала и целую неделю зарисовывала там цветными карандашами чувашские орнаменты. Один узор задал мне загадку, которую я не могла расшифровать несколько недель. Вы не поверите, я спать не могла, только о нем и думала, пока однажды мне не представился случай. Уже дома я увидела в музее старинный костюм и, пока никто не видит, аккуратно потянула ниточки вышивки иголочкой. И была поражена: орнамент был выполнен двухслойным швом. Сначала мастерица вышивала узор с одной стороны, а затем точно такой же — с другой.»

Она и не заметила, как новая страсть поглотила ее всю без остатка.

«Чувашская вышивка — это письменность нашего народа, и орнамент можно читать как книгу. К сожалению, смысла многих узоров нам уже не понять, ведь вышивка менялась так же, как язык. Наши далекие предки использовали руническое письмо, и эти знаки дошли до нас в виде орнамента.»

Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки

То, что делает Евгения Жачева, высший пилотаж! Она выпустила уже шесть книг, где раскрывает секреты предков, которые ей удалось разгадать. Большая часть альбомов вышла в подарочных переплетах, с глянцевыми страницами. Но деревенские жители попросили выпустить книгу попроще, чтобы она была доступна по цене.

Чувашская вышивка

За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Петр Хусанкай

Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Материалом для вышивания являлся белый холст (конопляный, льняной).

Для чуваш изготовление холста являлось основным занятием после сельскохозяйственных работ, которое давало возможность одевать семью: ведь фабричных тканей в те далекие годы купить было невозможно, а часто и не на что. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи женщин (правда, хрупкими их отнюдь не назовешь). Весной в полях сеяли лен. Через пару недель появлялись первые ростки. Цветение льна удивительно красивое зрелище: поле, словно покрыто голубым ковром.

Как только созревают коробочки с семенами, лен выдергивают с корнем, связывают в снопы и ставят их на просушку. Затем головки льна обмолачивают, полученное сырье топят в воде, наложив сверху камнем. Лен размачивали в дождевой воде и на росе. Недели через две лен вытаскивали из речки, сушили, мяли мялкой (доской), колотили трепалом, отделяли волокно от кострики, получали кудель. Кудель чесали щетками из жесткой щетины или железным гребнем, пока волокно льна или конопли не становилось мягким и шелковистым. После сортировки кудель скатывали в пучки. С наступлением длинных зимних вечеров для прядения льна девушки собирались на посиделки, а женщины в основном пряли дома. На посиделки приходили и парни, вместе пели песни, играли в различные игры.

Следующий этап — ткачество, которым тоже занимались женщины. В течение зимы пряли волокно из льна, конопли и шерсти. В марте нити льна и конопли золили в печи, держали в зольной щелочи в кадушках, наливали туда сыворотку из-под творога, клали сырые яйца. После этого мотки ниток полоскали, просушивали, располагая на воробы (ярăм йывăççи), перематывали на сновальни (сурекке), на мотовило (хутăр йывăççи) в виде палки длиною 80-100см, на концах которой устраивали короткие перекладинки или вставляли рогульки из сучка. Полученные мотки (хутăр) связывали особыми узлами и хранили до ткачества.

Качество ткани зависело от качества ниток. Девочки учились сначала прясть шерстяные нитки для грубого сукна (тăлă). Они шли на изготовление портянок, повседневных кафтанов, чапанов (аçам). Позже мастерицы начинали прясть тонкие нити, из которых ткали тонкие сукна. Шли они на пошив праздничных кафтанов (сăхман) и шуб. Из льна и конопли ткали холст разного качества: тонкий, ровный, сурпанный, портяночный и т. д.

На станке ткали холст разных сортов, но он еще не годился для пошива одежды. Его надо было отбелить. Процесс это очень интересный: моя мама рассказывала мне, про то, как она в детстве с подругами отбеливала полотно на весеннем снегу на холмах. Для этого сначала сотканный холст кипятили с золой, как и нитки, выдерживали в горячей печи, а затем расстилали на весеннем снегу для отбеливания под солнечными лучами. Отбеленный холст еще раз прополаскивали, сушили, а затем скатывали в рулон и расколачивали его колотушками на дуплянке. В конце весны по деревне раздавался громкий дробный звук. Это девушки с шутками и смехом колотили холст. Этот звук радовал всё селение — закончилась тяжелая и длительная работа. После этого холсты укладывались в çỷпçе и шупашки (короба, сундуки)). По мере необходимости куски полотна отрезали от рулонов для пошива одежды. У моей матери сохранился такой рулон холста: при замужестве она передала его мне.

Ткацкий станок — эти фотографии я сделала в с.Янтиково на чувашском национальном празднике Акатуй, посвященный окончанию весенне-полевых работ.

Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое, в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников. Например, к свадьбе девушка готовила покрывало невесты, платок жениха, свадебную подушку, головные повязки (масмак), набедренные украшения и множество полотенец. У богатых невест в приданом насчитывалось не менее ста рубах, большинство которых было украшено вышивкой. По качеству и количеству приданого определяли, насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владеет ли она мастерством рукоделия. Одним из главных критериев мастерства было аккуратное выполнение швов с изнаночной стороны изделия: нельзя было оставлять узелков и концов ниток.

Вышивали шерстяными, льняными, шелковыми нитками. Толщина ниток для вышивания зависела от холста. Вышивальщицы сами красили пряжу: применяли разнообразные красители — плоды, цветы, листья, корни растений, кору деревьев, золу, сажу, глину и даже птичий помет. Основными цветами в старинных вышивках были мареновый (красный цвет разных оттенков), красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый и желтый.

Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.

Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.

Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.

В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери, люди.

Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также можно увидеть знаки, символизирующие их.

Наша мама умница — научила вышивать меня и невестку. Она, в свою очередь, училась у известной чувашской вышивальщицы, народного мастера России Евгении Жачевой. Материал для статьи я взяла из книги «Чувашская вышивка» под ее авторством. Книга будет полезной не только тем, кто хочет научиться азам чувашской вышивки, но и тем, кто интересуется историей чувашского народа. В ней очень много иллюстраций образцов старинного чувашского орнамента.

На всех фотографиях наши работы — матери, невесткины, мои.

Также при написании статьи использовала материал о чувашской вышивке с сайта учителя начальных классов Степановой Галины Владимировны

И чудный видится узор. Чувашская вышивка, отредакт

Друзья мои, наверное, нет человека, которого бы не оставило равнодушным искусство вышивки. Даже если вы не интересуетесь рукоделием, то скорее всего, не раз восхищались искусными работами мастеров, создающих на своих полотнах красочные картины, богато расшитые цветными нитками или бисером.

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о чувашской национальной вышивке.

Чувашская национальная вышивка отличается богатством, красотой и лаконичностью узора, сложностью и филигранностью его исполнения. Она создается по счету нитей, по клеткам. Почти все швы в вышивке — двусторонние и обратная сторона вышитого изделия смотрится очень аккуратно.

В Чебоксарах есть Музей чувашской вышивки, который открылся в 2015 году. В залах музея представлены элементы гардероба и быта древних чуваш, которые знакомят посетителей с историей развития национального костюма и мировоззрением предков чувашского народа. Хочется рассматривать отдельно каждый этнический орнамент и узор на старинной вышивке, которые могут многое рассказать о ее бывших владельцах. Узоры, созданные руками древних мастериц — это своеобразное послание, знаковое письмо, которое хранит в себе каждый вышитый ею мотив. Это особенно ценно, поскольку письменности в старину не было. Каждый узор и его детали имеют свое значение. Не правда ли, интересно?

В орнаментальном искусстве вышивки воплощалась жизненная философия древних чуваш.

У каждого народа были свои представления о мироздании, о природе и ее явлениях. По верованиям чуваш природа обожествлялась. Традиционные представления о сотворении мира у древних болгаро-чуваш нашли свое отражение в узорах вышивки. Вышивка иллюстрировала своеобразную модель мира, состоящего из семи этажей.

По преданию, верхний мир имеет три этажа, столько же этажей располагается в подземном мире. Небесный мир (рай) населяли благоприятные для человека силы — боги и добрые духи. Рай представлял собой цветущий сад, полный таинственного блаженства. В мифологии Верхний мир был обителью верховного божества — Тура; и находился на высокой горе, там же пребывали души праведников. Он обозначался голубым цветом. Небо было мифическим персонажем,и представлялось в образе супруга богини-земли.В мировоззрении чуваш небесная твердь была грозным, мужским началом и рисовалась черным контуром.

Посередине лежала земная поверхность.На земле жили люди и все живое. Нижний мир — это потусторонний мир, царство злых духов (ад), возглавляемое Шуйттаном.

Верхний, средний и нижний миры соединяло Мировое древо, воплощением которого чаще всего выступал дуб юман*. Мастерицы вышивали его на спине рубашки. Будучи подобием Вселенной, фигуру человека чуваши также отождествляли с Мировым древом. Древний человек считал дерево живым, похожим на себя и держащим на своих плечах небосвод.

В узорах чувашской вышивки можно увидеть сюжет о богатыре Улыпе, который поддерживает на своих плечах небо. Этот сюжет вышивали узорами, которые назывались «свод неба» на плечах женских рубашек и мужских халатах.

В древности стихии природы обожествлялись. Основу чувашской мифологии составляют сюжеты о браке неба и земли. В чувашском фольклоре земля — это богиня, — олицетворение стихии плодородия.Мать-прародительницу землю вышивали красным цветом.

Вне пространства и времени находился хаос, который вышивальщицы воплощали в сложных космогонических* сюжетах. Например, тема всемирного водяного хаоса отражена на женском головном уборе масмак.

В основном в орнаментах преобладают геометрические формы, квадраты. Так, например, земля изображалась в виде квадрата. Интересно, а почему? Такой себе землю представляли древние чуваши. В воззрениях болгаро-чуваш земля была четырехугольной или восьмиугольной. Также в качестве мотивов изображались разные деревья, птицы, животные, небесные светила и другие явления природы, выраженные в различных символах. Например, воду означали геометрические вышитые линии, напоминающие гребни волн.

Цвета в вышивке преобладают красные и белые. Красный — цвет жизнеутверждающий, радостный, торжественный. Белый цвет — цвет чистоты. Он служил фоном для всей композиции. Остальные цвета лишь дополняли вышивку.

Желтый цвет — цвет солнца, благополучия. По верованиям чуваш солнечное светило было живым. С солнцем связано смысловое значение нагрудных нашивок на женских рубашках — «кеске». Орнамент кеске; выполнялся зеркально-симметрично. Считалось, что солнце оберегает женскую грудь от разных невзгод.

В древности вышивали все чувашские девушки и умению мастерицы искусно вышивать придавали огромное значение. По красоте и изяществу вышивки судили о характере мастерицы, ее умению вести домашнее хозяйство. Считалось, что если вышивка была красивая и аккуратная, то девушка будет хорошей хозяйкой и женой. Но если девушка не умела вышивать, это считалось позором и такую девушку могли не взять замуж.

И в наше время вышивка с национальным колоритом не потеряла своей актуальности. Салфетки, скатерти и другие вещи традиционно пользуются спросом у гостей и жителей нашей республики. Эти вещи необыкновенно красивы.

Я совершенно искренне восхищаюсь неповторимой красотой узоров, созданной умелыми руками мастеров.

Рукоделие у нас очень любят. Я сама люблю вышивать и рука, бывает, так и тянется в тихие зимние вечера к ниткам и иголке. Эх, бывало, сядешь отдохнуть за пяльцами: и чудный видится узор.

Примечания: *юман — в переводе с чувашского — дуб.

В некоторых мифах верхний мир и земля имеют семь ярусов.

Космогонические сюжеты — мифическое представление о сотворении мира, это мифы о происхождении космоса и модели мира.

Лит: Г.Б.Матвеев («Чувашская мифология: этнографический справочник», Чувашское книгоиздательство ISBN 978-5-7670-2750-7). Книга напечатана по решению Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук.
А.А.Трофимов (1976,1979).

Читайте также:  Вышивка крестом чайная тема схемы
Оцените статью