Знакомство с чувашской вышивкой

Чувашская вышивка

За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Петр Хусанкай

Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Материалом для вышивания являлся белый холст (конопляный, льняной).

Для чуваш изготовление холста являлось основным занятием после сельскохозяйственных работ, которое давало возможность одевать семью: ведь фабричных тканей в те далекие годы купить было невозможно, а часто и не на что. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи женщин (правда, хрупкими их отнюдь не назовешь). Весной в полях сеяли лен. Через пару недель появлялись первые ростки. Цветение льна удивительно красивое зрелище: поле, словно покрыто голубым ковром.

Как только созревают коробочки с семенами, лен выдергивают с корнем, связывают в снопы и ставят их на просушку. Затем головки льна обмолачивают, полученное сырье топят в воде, наложив сверху камнем. Лен размачивали в дождевой воде и на росе. Недели через две лен вытаскивали из речки, сушили, мяли мялкой (доской), колотили трепалом, отделяли волокно от кострики, получали кудель. Кудель чесали щетками из жесткой щетины или железным гребнем, пока волокно льна или конопли не становилось мягким и шелковистым. После сортировки кудель скатывали в пучки. С наступлением длинных зимних вечеров для прядения льна девушки собирались на посиделки, а женщины в основном пряли дома. На посиделки приходили и парни, вместе пели песни, играли в различные игры.

Читайте также:  Студия схем вышивки у коши

Следующий этап — ткачество, которым тоже занимались женщины. В течение зимы пряли волокно из льна, конопли и шерсти. В марте нити льна и конопли золили в печи, держали в зольной щелочи в кадушках, наливали туда сыворотку из-под творога, клали сырые яйца. После этого мотки ниток полоскали, просушивали, располагая на воробы (ярăм йывăççи), перематывали на сновальни (сурекке), на мотовило (хутăр йывăççи) в виде палки длиною 80-100см, на концах которой устраивали короткие перекладинки или вставляли рогульки из сучка. Полученные мотки (хутăр) связывали особыми узлами и хранили до ткачества.

Качество ткани зависело от качества ниток. Девочки учились сначала прясть шерстяные нитки для грубого сукна (тăлă). Они шли на изготовление портянок, повседневных кафтанов, чапанов (аçам). Позже мастерицы начинали прясть тонкие нити, из которых ткали тонкие сукна. Шли они на пошив праздничных кафтанов (сăхман) и шуб. Из льна и конопли ткали холст разного качества: тонкий, ровный, сурпанный, портяночный и т. д.

На станке ткали холст разных сортов, но он еще не годился для пошива одежды. Его надо было отбелить. Процесс это очень интересный: моя мама рассказывала мне, про то, как она в детстве с подругами отбеливала полотно на весеннем снегу на холмах. Для этого сначала сотканный холст кипятили с золой, как и нитки, выдерживали в горячей печи, а затем расстилали на весеннем снегу для отбеливания под солнечными лучами. Отбеленный холст еще раз прополаскивали, сушили, а затем скатывали в рулон и расколачивали его колотушками на дуплянке. В конце весны по деревне раздавался громкий дробный звук. Это девушки с шутками и смехом колотили холст. Этот звук радовал всё селение — закончилась тяжелая и длительная работа. После этого холсты укладывались в çỷпçе и шупашки (короба, сундуки)). По мере необходимости куски полотна отрезали от рулонов для пошива одежды. У моей матери сохранился такой рулон холста: при замужестве она передала его мне.

Читайте также:  Освещение для вышивки крестом

Ткацкий станок — эти фотографии я сделала в с.Янтиково на чувашском национальном празднике Акатуй, посвященный окончанию весенне-полевых работ.

Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое, в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников. Например, к свадьбе девушка готовила покрывало невесты, платок жениха, свадебную подушку, головные повязки (масмак), набедренные украшения и множество полотенец. У богатых невест в приданом насчитывалось не менее ста рубах, большинство которых было украшено вышивкой. По качеству и количеству приданого определяли, насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владеет ли она мастерством рукоделия. Одним из главных критериев мастерства было аккуратное выполнение швов с изнаночной стороны изделия: нельзя было оставлять узелков и концов ниток.

Вышивали шерстяными, льняными, шелковыми нитками. Толщина ниток для вышивания зависела от холста. Вышивальщицы сами красили пряжу: применяли разнообразные красители — плоды, цветы, листья, корни растений, кору деревьев, золу, сажу, глину и даже птичий помет. Основными цветами в старинных вышивках были мареновый (красный цвет разных оттенков), красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый и желтый.

Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.

Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.

Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.

В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери, люди.

Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также можно увидеть знаки, символизирующие их.

Наша мама умница — научила вышивать меня и невестку. Она, в свою очередь, училась у известной чувашской вышивальщицы, народного мастера России Евгении Жачевой. Материал для статьи я взяла из книги «Чувашская вышивка» под ее авторством. Книга будет полезной не только тем, кто хочет научиться азам чувашской вышивки, но и тем, кто интересуется историей чувашского народа. В ней очень много иллюстраций образцов старинного чувашского орнамента.

На всех фотографиях наши работы — матери, невесткины, мои.

Также при написании статьи использовала материал о чувашской вышивке с сайта учителя начальных классов Степановой Галины Владимировны

Конспект занятия «Тайны чувашских узоров» в подготовительной группе

наталия кузнецова
Конспект занятия «Тайны чувашских узоров» в подготовительной группе

Основной вид деятельности: декоративно-орнаментальная (рисование, аппликация).

Виды детской деятельности: восприятие словесного искусства, коммуникативная, декоративно-орнаментальная.

Форма проведения: игра-путешествие.

Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».

Цель: Развитие у детей интереса к чувашскому национальному орнаментальному искусству, создание условия для формирования представления о чувашском узоре.

1. Продолжать знакомить детей с традициями чувашского народа, с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства — чувашской вышивкой.

2. Расширить представления детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

3. Развивать познавательные умения, выделять общие и существенные значения чувашских узоров.

1. Развивать эстетический и художественный вкус, познавательную и творческую активность.

2. Развивать интерес к процессу вышивания, творческое воображение, чувство цвета и композиции.

Воспитывать интерес к искусству чувашских мастеров, прививать интерес и уважение к культуре родного края.

Словарная работа: кепе, тухъя, писиххи, пушмак, сапун, тутар,тевет, хушпу, хуре, ата, сурпан, енчек.

Методы и приемы:

1. Рассматривание изделий чувашского орнаментального искусства.

2. Беседа по содержанию экспонатов.

3. Хороводная игра «Цвет черемухи».

4. Метод словесного описания.

5. Художественное слово.

6. Практическая деятельность (выполнение детьми декоративно-орнаментальной деятельности: рисование или аппликация).

Материалы: чувашская одежда, магнитофон с записью «Цвет черемухи», аудиозапись стихотворения Татьяны Шмелёвой «Чувашская вышивка«, готовые силуэты одежды, чувашские узоры, проектор, экран, презентация «Чувашская национальная одежда», акварель, кисти, цветная бумага, тонированная бумага, ножницы, клей.

Рассматривание чувашской национальной одежды в Чувашском национальном музее.

Экскурсия с родителями и воспитанниками группы на третий фестиваль национальных костюмов «Чувашия многоликая» в Чувашском государственном театре юного зрителя им. М. Сеспеля.

Ежегодное участие дошкольников в неделе Чувашскойкультуры с приглашением гостей: ансамбля «Юрай чечеке» под руководством заслуженного работника культуры РФ и ЧР, профессора Козловой Зинаиды Алексеевны.

Участие воспитанников в Межрегиональном конкурсе «О тебе Чувашия моя

Чтение чувашских легенд о девочке Масмак, о Улыпе, о трех солнцах и др.

Дидактические игры: «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор».

Рисование по мотивам чувашской вышивки «Масмак», «Кпе», «Арин кпи», «Масмак», «Три солнца на сурпане».

Беседы о ценностях чувашской культуры, знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре, чтение произведений И. Я. Яковлева о трудолюбии, дружбе, добре.

Театрализованная деятельность: показ сказки «Йавача», «Ухмах Иван», «Сармантей».

Знакомство с творчеством К. Иванова, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

(Дети входят в зал, стилизованный под музей, украшенный чувашской одеждой и головными уборами (звучит чувашская народная мелодия).

Воспитатель:В старину люди после тяжелого трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки: пели песни, водили хороводы, вышивали. С песнею и работа спорилась.

Вот и сегодня, ребята, мы все вместе отправимся в необычное путешествие, путешествие в прошлое, где буквально все чувашские женщины занимались вышивкой.

Мы с вами побывали во многих местах, в Чувашском национальном музее, на фестивале национальных костюмов «Чувашия многоликая» в Чувашском государственном театре юного зрителя им. М. Сеспеля, участвовали в неделе Чувашской культуры в нашем детском саду, наши девочки в конкурсе «О тебе Чувашия моя» прославляли красоту чувашской вышивки.

Воспитатель: Ребята, а что такое вышивка?

Дети: вышивка – это достояние и гордость чувашского народа.

Воспитатель: Для нашего путешествия Миша подготовил стихотворение чувашского поэта Петра Хусанкая.

Миша: «За вас, родное мастерство,

Льняное наше полотно,

Я возвышаю голос свой:

Вам пережить века дано!

В душе таить не должен я

То, чем взволнован так сейчас.

Чувашской вышивкой, друзья,

Вы любовались ли хоть раз?»

Воспитатель: И вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Год рождения чувашской вышивки до сих пор не известен. Музейные собрания хранят орнаментированные вышивкой коллекции чувашской одежды, головных уборов, скатертей и салфеток, преимущественно конца 17-начало 20 веков. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи девушек, женщин. В старину девушек, которые не умели вышивать, не брали замуж, так как узоры служили оберегом и защищали от злых духов. Посмотрите на рукава моего платья, эти узоры сохраняли силу и мастерство рук. А узоры на вырезе защищали легкие и сердце. Женщины вышивали не только для себя, они вышивали для своих детей и мужей, защищая их от злых сил. Вышитая вещь оберегала дом и даже пищу от бед.

(Работа по карточкам: ребятам предлагается выбрать из множества узоров, те, которые используются в чувашской вышивке).

Воспитатель: В чем же заключается сложность и загадка чувашской вышивки? Нам об этом рассказывала заслуженный работник Чувашской культуры, народный мастер России Евгения Жачева, которые приходила к нам в гости и показала свои работы.

(Показ слайда с портретом вышивальщицы и ее работ.)

Воспитатель: Какие предметы необходимы для вышивания?

Дети: Для вышивания используется холст, нитки и иголка.

Воспитатель: В какой раме располагаются узоры?

Дети: Узоры вышиваются на прямоугольной или квадратной раме.

Воспитатель: На какой стороне холста расположены швы в чувашской вышивке?

Дети: Шов может быть расположен на левой и на правой стороне холста.

Воспитатель: Чувашская вышивка с древних времен являлась не простым украшением для одежды и предметов интерьера, а особым языком, который состоял из различных узоров. Большое значение имеют не только знаки, но и цвета. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и черного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал мудрость и чистоту. Как вы думаете, ребята, что же обозначал красный цвет?

Дети: любовь и жизнь.

Воспитатель: да, различные оттенки красного, от бордового до розового, отображали чувства, в том числе любовь и отвагу.

А что же символизировал черный цвет?

Дети: земледелие, подземный мир.

Воспитатель: Действительно, черный цвет заключал в себе двойное значение. Он мог символизировать земледелие или связь жизни с подземным миром.

Как вы думаете, использовались ли в чувашских узорах желтые и зеленые нити?

Дети: Да, использовались. Они были связаны с солнечным светом и растительными мотивами.

Воспитатель: А что обозначал синий цвет?

Дети: Синий цвет показывал сияние, радугу и небосвод.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Вашему вниманию представлено много чувашских платьев, предметов одежды, на которых чувашские мастерицы красивыми узорами и цветами передали то, что их окружало,изображало красоту трех миров: небесного, земного и подземного.

(дети вместе с воспитателем рассматривают чувашскую одежду, представленную в стилизованном музее. В ходе рассматривания воспитатель акцентирует внимание детей на обогащение словарного запаса детей чувашскими словами: кепе, тухъя, писиххи, пушмак, сапун, тутар,тевет, хушпу, хуре, ата, сурпан, енчек).

(Закрепление слов по презентации «Чувашская народная одежда«)

Воспитатель: Узоры чувашского орнамента рассказывают о статусе человека, могут даже поведать нам о его родовой принадлежности. Символика различалась в зависимости от пола, от возраста и несла в себе защитные свойства. Даже каждый стежок и знак имел определенное место и собственное значение в вышивке. Посмотрите на эту рубашку, здесь прямая линия символизирует жизненный путь, треугольник – жилище, спираль – мысли. А вот особые знаки, которые показывают нам понятие «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».

А вот посмотрите на этот специальный декоративный шов и рисунок, они предназначены для защиты от злых духов.

Ромбы, круги и розетки утратили свое первоначальное назначение и в наше время используются только для украшения.

Воспитатель: Техника вышивания постоянно совершенствовалась, а опыт рукодельниц передавалась от поколения к поколению.

Воспитатель: Чувашские мастерицы даже во время вышивания пели песни, водили хороводы. Давайте и мы заведем хоровод.

«Мы по улице гуляли,

Где веселый народ

Тут наш будет хоровод!»

(хоровод под чувашскую народную песню «Цвет черемухи»

«Семерт сески суралсан»).

Воспитатель: Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов использовались серебряные и золотые нити. В национальном костюме украшения для пояса – масмак, сара, яркач зашивались плотным набором нитей. А воротник, нагрудник, рукава и подол – в технике косых стежков и росписи. Особенно отличается праздничный костюм, который меньше всего изменился с древних времен и сохранил большую часть символических узоров. Свадебные рубашки, пояса, покрывала невесты выполнялись на белом холсте и вышивались чаще всего красными или бордовыми нитями.

Игра «О чем рассказывает красивая вещь с узорами

(предложить детям выбрать понравившееся изделие и рассказать о нем: как называется, кто носил, как носили и для чего, что красивая вещь с узорами рассказывает о себе).

Воспитатель: В память о сегодняшнем дне давайте мы все вместе украсим чувашскими узорами наши платья.

(раздаю силуэты платьев).

Создайте узоры, которые вы посчитаете нужными, чтобы пополнить наш музей чувашской народной одеждой.

(Предлагается выбор материала для декоративно-орнаментального вида деятельности — рисования или аппликации,дети по своему желанию выполняют работу: разрисовывают платья чувашскими узорами или выполняют аппликативную работу по вырезанию и приклеиванию узоров на силуэт платья. Детям предлагается рассказать о выполненных работах).

Воспитатель: Что значат твои узоры, что они символизируют…

Воспитатель: Каждый из нас теперь знает много о чувашском национальном костюме, национальном чувашском орнаменте.

Чувашскую вышивку узнают во всем мире. В каждом доме чувашей бережно хранится одежда с элементами национального орнамента. Ее с удовольствием носят не только в Чувашии, но и за ее пределами.

О вышивке, как национальной гордости чувашского народа, хочется выразить словами Татьяны Шмелевой «Чувашская вышивка». (Включается аудиозапись):

Вышивает женщина узоры

По старинным образцам из книги.

Оживают под иглой просторы —

Всех национальных красок блики.

Вышивки чувашской красотою

Восхищается страна не зря.

А с какой любовью, теплотою

Свет и радость нам несет она!

Искусство вышивки передают

Из поколения в поколение.

И дочери от матерей берут

И опыт рук и красоту творения.

Рубашку с вышивкой носил Батыр,

Нарспи гуляла в фартуке таком.

Изнашивались вещи вплоть до дыр,

А вышивальщицы сидели за станком.

История идет, идет в вперед,

Культура тоже не стоит на месте.

А швея до сих пор все шьет.

Собрать бы все рубашки эти вместе!

Чтоб сделать выставку работ,

Объездить нужно город и село,

Поставить всех в чувашский хоровод,

И ты увидишь платье не одно.

«Тайны дождя». Конспект занятия для детей первой младшей группы по изодеятельности с элементами исследования Конспект занятия для детей первой младшей группы по ИЗО деятельности с элементами исследования Автор: Сафина Эльмира Альбертовна- воспитатель.

Конспект НОД по письму в подготовительной группе «Прописываем элементы узоров и букв по образцу. Прямые наклонные линии» Цель: Закреплять понятия выше-ниже, над-под, влево-вправо. Обучающие: Учить сравнивать образец с результатом. Развивающие: Развивать внимание,.

Конспект НОД по рисованию «Рисование дымковских узоров. Украсим тарелочку» во второй младшей группе Цель: создать условия для знакомства с дымковской игрушкой, особенностями узора; учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки,.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Тайны Космоса» для подготовительной группы Конспект занятия по исследовательской деятельности «Тайны Космоса». Подготовительная группа. Автор: Усачева О. А., воспитатель Цель: Расширять,.

Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа «В стране чувашских узоров» Конспект занятия «В стране чувашских узоров» (средняя группа) Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка» г. Новочебоксарска.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Тема: “ТАЙНЫ СНЕГА”. Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом. Задачи:.

Конспект занятия «Тайны воздуха» Конспект занятия «Тайны воздуха» в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная»,.

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе «Тайны Космоса» День недели ПОНЕДЕЛЬНИК Утренняя гимнастика. Беседа по теме «Звезды и планеты». Цель: дать элементарные представления о строении солнечной.

Конспект занятия «Тайны леса» Программное содержание: — систематизировать представления воспитанников об обитателях леса, о сообществе растений, животных; — развивать.

Оцените статью