- Золотая Адель (по мотивам Г. Климта)
- Butterfly
- Характеристики
- О наборе
- «Золотая Адель»: шедевр Климта с детективной историей
- Одна из самых известных картин короля модерна Густава Климта 60 лет провисела в музее не под своим именем, а возвращение имени обернулось международным скандалом. Как так вышло?
- Адель
- Портрет
- Фюрер
- Джоконда
- Реституция
- Мария
- Новый дом
- Непростая история «Женщины в золотом»
Золотая Адель (по мотивам Г. Климта)
Butterfly
Сообщить о наличии
Характеристики
О наборе
Хорошо зарекомендовавшая себя компания «Butterfly» неизменно выпускает замечательные наборы для вышивания. Тема «Золотая Адель (по мотивам Г. Климта)» не стала отступлением от правила. Это определенно заслуживающий внимания выбор, который придаст акцент интерьеру вашего дома, а возможно даже станет элементом фокусировки внимания. Он также может стать приятным подарком для ваших друзей и знакомых.
Все материалы, включенные в данный комплект, качественны и удобны в процессе работы, что является отличительной чертой этого производителя.
Полностью законченная работа имеет размеры 35 x 27 и замечательно впишется в любой интерьер, а правильно подобранная рамка завершит композицию. Удачи в вашем творчестве!
Для того, чтобы купить этот набор, пожалуйста, оформите заказ через интернет или позвоните нашим менеджерам.
Подарок в каждый заказ
сюрприз при заказе
от 2 000 рублей
Никаких предоплат!
оплачивайте заказ
при получении
Вернем деньги за доставку,
если не уложимся в срок
«Золотая Адель»: шедевр Климта с детективной историей
Одна из самых известных картин короля модерна Густава Климта 60 лет провисела в музее не под своим именем, а возвращение имени обернулось международным скандалом. Как так вышло?
Адель
8 августа 1881 года в Вене, в семье иммигрантов-евреев по фамилии Бауэр родилась дочь. Её назвали Адель, что по-древнегермански означает «благородная». Имя девочки символизировало большие надежды её родителей.
В 18 лет Адель вышла замуж за Фердинанда Блоха. Он увидел её на свадьбе брата – и влюбился. На ком женился брат? На старшей сестре юной Адели – Терезе! Фердинанд был сильно старше, он коллекционировал фарфор, увлекался охотой и был успешным сахарозаводчиком. А ещё он обожал свою жену – эмансипированную женщину, которая курила сигареты в длинном золотом мундштуке, изучала философию, проповедовала социализм, атеизм и равные права для женщин и на всё имела свои взгляды.
Портрет
Фердинанд заказал портрет любимой жены в подарок её родителям. О выборе художника речи даже не шло. Конечно, Климт! Женщины из чопорных католических семей ему позировать боялись – вместе с портретом они получили бы шёпот за спиной и клеймо очередной любовницы мастера. Потому что все же знают, что у него миллион любовниц, и известно чем вы с ним будете наедине заниматься.
Свободных и уверенных в себе евреев это не смущало. Они не боялись болтовни, покровительствовали перспективным художникам и бесстрашно заказывали Климту портреты своих жён. Впрочем, венские католики оказались правы: вместе с портретом (а точнее, тремя портретами) Адель получила легенду о том, как Фердинанд заказал его во исполнение хитрого плана по избавлению жены от любовника. И это чистый вымысел.
Как только портрет показали публике, он тут же стал легендой. Габсбурги одалживали картину для международных выставок, она была символом имперской роскоши, венского великолепия, ослепительного, сказочного мира, к которому многие хотели принадлежать. Например, юный художник-неудачник Адольф Гитлер – он часто приходил на Рингштрассе из своего бедняцкого квартала. На Рингштрассе, где жила Адель.
Фюрер
24 января 1925 Адель скончалась. Ей было 44. Фердинанд украсил квартиру её портретами кисти Климта, оставил её комнату нетронутой, как будто жена только что вышла и вот-вот вернётся. В комнате всегда стояли свежие цветы. 13 марта 1938 свершился аншлюс. Сестра Адели Тереза, да и большая часть родственников и друзей до последнего момента не понимали, что происходит и чем это грозит.
Фердинанд сложным путём оказался в Цюрихе. В его опустевшую венскую квартиру пришли искусствоведы (зубы сжимаются, когда пишу это, – но, да, мои коллеги не всегда служат просвещению, иногда они выбирают сторону откровенного зла). Они решали судьбу коллекции фарфора и живописи. Климт их не заинтересовал.
Но Климт заинтересовал юриста Эриха Фюрера, который снял «Золотую Адель» со стены, бережно упаковал и отправил в главную галерею Австрии – Бельведер, – сопроводив посланием «Хайль Гитлер!»
Джоконда
В Бельведере отлично понимали две вещи: во-первых, на них с картины смотрит еврейка, и слишком много людей об этом знает. Да, многие из знающих уже в концлагерях или в эмиграции. Но многие в Вене, ибо чистокровные арийцы.
Во-вторых, картина давно стала символом имперской мощи и того, по чему мы все тут так тоскуем. И возрождаем, конечно. Как всякий символ, картина может сослужить хорошую службу – она будет греть жителей Вены нежными воспоминаниями и подстёгивать в борьбе за светлое арийское будущее.
Дело за малым: в свежем каталоге картину обозначили как «Женщину в золотом», а те, кто знал о её происхождении, понимали, что молчание – золото. За последующие 60 лет слава прекрасной незнакомки существенно выросла, она стала канонической венской красавицей и обрела гордое прозвище «Австрийская Джоконда».
Реституция
Конечно, после Второй Мировой была реституция. Но Австрия заняла позицию жертвы и, благодаря овечьей шкурке, сохранила не только свободу, но и посты большинству чиновников и музейных сотрудников, которые способствовали арианизации.
Реституция для Бельведера, существенно обогатившего свою коллекцию за счёт украденного у евреев, прошла практически безболезненно. На самые ценные картины попросту не выдавались выездные визы, а выживших владельцев или их наследников убеждали в том, что ничего у них не воровали, они сами всё подарили любимому городу. Ну, или сейчас подарят.
Мария
К концу XX века выросло поколение людей, которые родились в военные годы или вовсе после войны. Эти люди задавали вопросы. Австрия всколыхнулась, заговор молчания и образ «первой жертвы нацизма» поползли по швам. Результатом, помимо прочего, стал новый закон о реституции. Об этом тут же сообщили 82-летней Марии Альтман, хозяйке магазина одежды в Лос-Анжелесе.
Кто такая Мария? Помните сестру Адели – Терезу? Так вот, у неё было две дочери, Луиза и Мария. Мария незадолго до аншлюса вышла замуж, а через неделю после возвращения из свадебного путешествия в квартире новобрачных поселился Феликс Ландау. Вскоре мужа Марии забрали в Дахау, но чудесным образом вернули оттуда, и молодые бежали из страны. Осели они, как вы уже догадались, в Лос-Анжелесе.
Новый дом
Мария развязала войну с Австрией: ведь новый закон давал хрупкую надежду на то, что правда восторжествует. Её адвокатом стал Рэндол Шёнберг, внук композитора Шёнберга – и друга Адели. Дело казалось обречённым на провал многим, – но не Марии. Спустя 7 лет она добилась своего.
В начале процесса Мария готова была оставить портрет своей тёти в Бельведере, если только музей публично признает, что картина была украдена. Этого, конечно, не произошло, и после громкой победы в 2005 году портрет улетел в США. Там его купил Рональд Лаудер – сын Эсте Лаудер и основатель Новой Галереи в Нью-Йорке. Рональд заплатил рекордные на тот момент 135 млн $. Жемчужина коллекции его музея поселилась в новом доме под именем «Портрет Адели Блох-Бауэр I». Так, спустя 68 лет после аншлюса к Адели не только вернулось имя, – оно прогремело на весь мир.
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
Непростая история «Женщины в золотом»
До недавнего времени «Женщину в золотом», шедевр стоимостью 135 млн. долларов, называли «венской Моной Лизой» или символом Австрии, а толпы туристов стремились в Венскую Галерею только затем, чтобы увидеть своими глазами прекрасную картину, переливающуюся золотом. Это история о женщине — государственном идеале, семью которой унизили и практически уничтожили.
К слову, название «Женщина в золотом» появилось много позже. Портрет Адель-Блох Бауэр Густав Климт написал в 1907 году, на тот момент ей было 26 лет. Портрет был заказан ее мужем, «сахарным королем» Европы, Фердинандом Бауэром. Их союз был одобрен родителями с обоих сторон, ведь оба супруга были выходцами из элитных семей Венской еврейской диаспоры.
В замужестве Адель развлекала себя тем, что собирала пышные культурные вечера, где собирались поэты, художники и весь цвет светского общества Вены. Именно там она и познакомилась с художником. Густав Климт был модным и востребованным художником, новатором, не желавшим придерживаться традиций прошлого в своем искусстве. Именно благодаря этой его особенности мы так легко сегодня узнаем его картины.
Фердинанд заказал портрет своей жены, его пожеланием было, чтобы портрет просуществовал несколько веков. Было ясно, что картина станет не только превосходным вложением капитала, но и чем-то особенным.
Климт написал около ста эскизов к этому портрету и за четыре года она была закончена.
Адель так и не смогла стать матерью; имея хрупкое здоровье она часто дни напролет не вставала с постели. Всю свою нерастраченную материнскую любовь женщина отдавала детям своей сестры, а ее главной любимицей стала Мария. Они часто общались, обсуждая балы и наряды, а также картины Климта, которые украшали их дом. Мария была очень привязана к своей тетушке.
Адель прожила недолгую жизнь, скончавшись от менингита в 1925 году. Перед смертью она завещала свой портрет и еще три картины Венскому музею Бельведер.
В 1938 году Австрия входит в состав Германии и начинается кровавая охота на австрийских евреев. Понимая, что деньги и высокое положение в обществе бессильны перед нацизмом, Фердинанд бежит в Швейцарию, оставив все имущество на попечении брата.
Мария, любимица Адель, была самой младшей из пяти детей в семье. В 1938 году она вышла замуж за Фредерика Альтмана, оперного певца и сына промышленного магната. Знаменитое бриллиантовое колье, в котором Адель Блох-Бауэр позировала Густаву Климту , ее дядя Фердинанд подарил ей в качестве свадебного подарка.
Когда нацисты начали охоту на австрийских евреев, Фердинанд бежал в Швейцарию, а мужа Фредерика схватили и отправили в Гестапо. Немного позднее он оказался в концентрационном лагере в Дахау, где тысячи евреев превращались в черный дым после того, как передавали все свое имущество немецким властям. Гестаповцы ворвались в дом Марии в Вене и забрали все драгоценности и виолончель Страдивари, а бриллиантовое колье Адели просто сунули в мешок (были очевидцы, что в этом колье несколько раз потом появлялась на людях жена Генриха Гиммлера). Мария ничего не жалела и сразу подписала все нужные бумаги, в которых отказывалась от всего движимого и недвижимого имущества. Она готова была сделать все, чтобы спасти мужа от смерти.
Мария ждала, что со дня на день заберут и «Золотую Адель». Она почти не удивилась, когда за картиной, в сопровождении отряда гестаповцев, пришел ее школьный друг Алоис Кунст. Кунст сотрудничал с фашистами, собирая для них коллекцию живописи, часть которой осела в тайниках и подвалах Третьего Рейха. Когда она спросила, как он мог стать предателем, он сказал, что так он может сделать для Австрии гораздо больше.
Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах. Он пришел к Климту, чтобы показать свои работы и, может быть, взять несколько уроков живописи. По доброте душевной, Климт объявил Гитлеру, что тот гений и ему уроков брать не нужно. Гитлер ушел от Климта очень довольный, а своим друзьям заявил, что его признал сам Климт. В Академию живописи Гитлер так и не поступил, вместо него туда взяли Оскара Кокошку, еврея по национальности. Может поэтому Гитлер как-то сказал, что его ненависть к евреям — это сугубо личное. Однако, полотна Климта оберегали несмотря на еврейское происхождение художника.
Еврейская внешность Адель спасла картину. Такое полотно не могло открыто висеть в лучших домах Германии, также она не была принята в коллекцию фюрера. Картина таинственно исчезает. Однако, после окончания войны она появляется в Венском музее Бельведер, директором которого становится Алоис Кунст, бывший искусствовед нацистов.
Фердинанд скончался в Швейцарии, в 1945 году. Марии с мужем удалось бежать; всю жизнь она бережно хранила свои порванные чулки, в которых перелезала с мужем через колючую проволоку. Молодая семья обосновалась в США и в 1945 году получила американское гражданство, у них с Фредериком родилось четверо детей.
В 1998 году в Австрии был принят закон, позволяющий решать вопросы реституции ценного имущества, изъятого нацистами. Ранее, в 1946 году, Австрия признала все правовые акты, мотивированные нацистской идеологией, недействительными. Однако, при возвращении ценностей страна применяла тактику добровольно-принудительной передачи ценностей в музеи. Новый закон позволял любому гражданину запросить информацию о том, каким путем произведения попали в музейные фонды. В этом же году австрийский журналист раскопал в архивах информацию, ставящую под вопрос официальную версию появления картин Климта в Бельведер. Версия гласила, что картины были подарены мужем Адель, Фердинандом, в 1936 году. На самом же деле Адель перед смертью завещала картины музею, но ее воля не могла быть выполнена, так как она не являлась их хозяйкой, заказ ведь оплачивал муж. Стал бы он передавать картины в дар стране, которая так жестоко поступила с его семьей и соотечественниками?
Единственная из живых наследников Блох-Бауэров, Мария Альтман, гражданка США, узнав об этой правовой коллизии, обратилась в суд. В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Густава Климта по решению международного суда «Мария Альтман против Австрийской республики» стали ее личной собственностью. После завершения процесса, Австрийское правительство, ранее упорно отказывавшееся признать факт хищения полотен, попыталось договориться с Марией. Были предприняты беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займах на покупку картин, государство даже обращалось за помощью по сбору средств к гражданам. Однако, цена, запрошенная Альтман, в течение месяца взлетела со 150 млн. долларов до 245, а затем и до 300. После того, как Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, пять картин Климта 14 февраля 2006 года были привезены в Лос-Анджелес, где Мария Альтман жила с 1942 года.
В феврале 2006 года огромное количество жителей, а также гостей Вены пришли в Бельведер, чтобы попрощаться с картинами Климта, которые перешли в частные руки. Уже в июне 2006 года картины были куплены Р. Лаудером, наследником косметической империи Эсте Лаудер.
Еще четыре картины, ставшие собственностью Марии:
Постер «Чао Адель». Социальная реклама в Вене, посвященная отправке «Адель» в США (февраль 2006 года).
История этой картины весьма непростая, но интересная. Вы можете узнать больше, посмотрев фильм «Женщина в золотом».