Материалы и инструменты
Ткани
Ткани, используемые в церковной вышивке, должны быть по преимуществу натуральными. Они дольше сохраняют изначальные свойства (прочность, внешний вид), а вещь, украшенная драгоценной ручной вышивкой, предполагает длительный срок эксплуатации.
Вышивка всегда выполняется на двух тканях. Фоном вышивки чаще всего служат однотонные ткани, гладкие или фактурные. Они обычно дублируются вспомогательной тканью (холст различной толщины, бортовка, тик и т.п.).
Перед началом работы необходимо обработать ткани так, чтобы они дали максимальную усадку. Для этого их необходимо простирать в горячей воде и отутюжить. Ворсовые ткани, такие как бархат, отпаривают с изнанки на махровом полотенце.
В церковной вышивке применяются различные виды нитей. Предпочтение отдается натуральным материалам. В лицевом шитье используется натуральный шелк разных цветов и толщин. В древности для шитья храмовой утвари применяли шелк крученый и некрученый, который привозили из Персии, Китая и Западной Европы. Собственное шелковое производство возникает в России только в XVIII веке. В шитье золотном использовались золотые и серебряные нити, также привозившиеся из-за границы, и только в XVII веке в России впервые стали производить золотые, серебряные нити и канитель.
Современные золотные нити, пряденые или крученые, с металлической или люрексной обмоткой, в пасмах, катушках и бобинах, продаются в специализированных магазинах для шитья. Лучшим материалом для золотного шитья являются отечественные нитки Денисовского завода с процентным содержанием золота и серебра.
Вышивка, исполненная прядеными золотными нитями, имеет гладкую блестящую поверхность, похожую на металлическую. У крученых нитей фактура иная, со смягченным, рассеянным блеском. Еще более матовую поверхность дают сканые нити различных оттенков (шелковая или льняная нить, перевитая с серебряной или золотой так, что цвет основы виден). Скань можно использовать готовую (фабричного производства) или делать самим.
Все типы нитей прекрасно сочетаются, дополняя и обогащая друг друга. Игра светотени, особенно в вышивке по настилу, цветовая нюансировка, сочетание разных оттенков золота и серебра придают работе поистине драгоценный вид. В умелых руках опытной вышивальщицы выгодно дополняющие друг друга различные материалы создают неповторимо своеобразные узоры.
Для прикрепления металлических нитей используются шелковые, хлопчатобумажные и современные прочные нитки типа ЛЛ, ЛХ,ЛС, армированные, различной толщины. Для пришивания жемчуга подходят армированные нити №10. В качестве настилов используются хлопчатобумажные, льняные и другие нити и шнуры различной толщины.
Инструменты
В вышивке используются следующие инструменты: пяльцы, иглы, наперстки, ножницы, витейки и шило.
Иглы используются вышивальные (различной толщины с большим ушком). При шитье золотом или шелком «в прикреп» толщина иглы должна соответствовать толщине прикрепной нити (для ЛЛ № 35 и шелка № 33 вышивальная игла № 1 или бисерная).
При шитье золотной нитью «на проем» игла должна быть толще. Нитка не должна деформироваться, проходя через отверстие в ткани. Для нитей типа DMC в три сложения подходит вышивальная игла № 2.
Для шитья шелком и низания жемчуга понадобятся тонкие бисерные иглы, для протягивания шнуров через ткань штопальные иглы с большим ушком.
Наперстки надеваются на средние пальцы обеих рук. Нужно точно подобрать их по размеру, чтобы они не были велики, но и не сдавливали пальцы. Привыкание к наперсткам займет два-три дня, зато потом они избавят Вас от многих проблем.
Ножницы. Для обрезания ниток и подрезания краев ткани используются маленькие ножницы с острыми кончиками. Они должны быть хорошо заточены, нельзя резать ими картон, канитель и другие жесткие материалы.
Витейки. Для удобства шитья «в прикреп» золотные нити наматываются на витейку, которая представляет собой катушку с ручкой, причем «щеки» катушки должны быть плоскими, чтобы она могла лежать на ткани (рис. 1).
Шило. Еще один специальный инструмент — шило (рис. 2). Оно состоит из металлической рукоятки, в которую вставляется игла. За неимением готового шило можно сделать самим. В качестве рукоятки можно использовать обычную шариковую ручку. Вместо стержня в нее забивается кусочек пробки, в которую вставляется обычная игла. Для прочности место соединения можно залить клеем «Момент». Возможно использовать цанговый карандаш, куда вместо грифеля вставляется игла. Такое шило удобно тем, что игла может прятаться внутрь рукоятки. Простейшее шило — это карандаш с ластиком на конце, в который вставлена игла.
В некоторых золотошвейных техниках нити прикрепа вощатся, то есть натираются воском. Это предохраняет их от усадки, скручивания и образования узлов. Не применяйте для вощения парафиновые и церковные свечи, только чистый воск.
Опубликовано в журнале «Убрус» №1.
© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.
Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.
Золотное шитьё
Автор(ы) | Постникова Светлана Владимировна |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | Московская область ,Подольский р-он,п. Львовский |
Материалы | бумага,золотой патинирующий воск |
Как то вечером я искала на просторах интернета очередное вдохновение для творчества ,и наткнулась на необыкновенной красоты шитье-ЗОЛОТНОЕ шитье. Оно настолько поразило меня своей самобытностью и богатством,что мне непременно захотелось воплотить небольшую работу в квиллинге.
Вот что у меня получилось. Волшебный цветок.
Распечатала изображение на принтере,сверху постелила полиэтиленовый пакет,и начала работу с изготовления завитков из полосок корейской бумаги 2 мм.
Здесь идет работа над изготовлением стебля и листьев.
Готовый цветок я покрыла золотой патиной с помощью губки. К сожалению, на фото совершенно не видно блеска золота.
А это тот самый цветок,который вдохновил меня на работу.
Шитье золотом – одно из старинных женских рукоделий. Считается что на Руси золотное шитье появилось около1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота, которое нарезалось узкими полосками. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э. Постепенно это мастерство распространилось в Сибирь, Поволжье, на Кавказ, в Азию, Европу. В погребениях 1-4 вв. н.э. ученые находят работы из пряденых золотых нитей.
Золотное шитье применялось как в предметах религиозного культа (в одежде служителей, оформлении икон и иконостасов, покровов, хоругвей), так и в обычной жизни для украшения одежды, предметов быть, интерьеров.
Своего расцвета вышивка золотом достигла в средние века, к этому же периоду относится большинство сохранившихся работ.
В 15 веке в художественных мастерских работали специально обученные мастерицы, в основном они занимались лицевым шитьем – вышивали лики святых и библейские мотивы цветным шелком, шитье золотом было не очень распространено, в основном им подчеркивались лица в религиозных композициях.
В 16 веке стали придавать большее внимание декоративности изделия, в ход пошли золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Декоративность и богатый вид, богатое орнаментальное обрамление достигались в ущерб живописности и натуралистичности работы. В дальнейшем эта тенденция ещё усилилась, стиль стал более графичным, а в шитье помимо обилия драгоценных камней стали использоваться «дробницы» — прямоугольные или фигурные пластинки из драгоценного металла с резным, эмалевым, чеканным изображением святого.
В вышивках 17 века чаще всего используется вышивка вприкреп, которая доведена почти до совершенства, вышивка волоченой нитью (закрепление на поверхности золотых тонких проволочек) и вышивка золотной нитью (льняными или шелковыми нитями обвитыми волоченой нитью). Шелк отходит на задний план, его используют лишь для шитья ликов и для прикрепа золотой нити. В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов 18-19 веков, вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.
Золото-серебряное кружево пришло на Русь из Западной Европы в конце 16 века. Кружевницы использовали в основном зарубежные нити, которые в 17-18 веках наряду с готовыми кружевами ввозились в Россию. Золотые и серебряные кружева хорошо гармонировали с традиционно русскими парчовыми тканями, расшитыми жемчугами и золотным шитьем, поэтому они быстро получили широкое распространение. Кружевами богато украшалась церковная одежда и принадлежности, царские и боярские одежды, придворные платья.
Постепенно нити из чистого золота и серебра в целях экономии стали заменять на позолоченную нить, а затем и вовсе на искусственные материалы различного цвета, толщины, сечения.
Способы золотного шитья
Для вышивки золотыми нитями лучше всего подходит атлас или шелк. Ткань туго натягивают и заправляют в раму или пяльцы, большие чем сама вышивка, иначе края пялец могут повредить золотые нити. Для шитья нужны две иглы – толстая с широким ушком для вывода золотой нитки и иголка с узким ушком и острым кончиком для прикрепа (шелковой нити).
Эта техника позволяет использовать различные металлизированные нити, тонкую проволоку (канитель), трунцал (металлизированная полая трубочка с витой поверхностью), галун (полая трубочка), шнур, люрекс, пайетки, бисер и т.д.
В старину мастерицы вышивали золотом ткань «на прокол», т.е. пропуская нить сквозь ткань как при обычной вышивке. Позднее общепринятым стал способ работы «в прикреп», когда нити выкладываются параллельными рядами на ткани и прикрепляются шелковой нитью поперечными стежками. Шелковая нить может быть в тон золотой, тогда она становится почти невидимой на готовом изделии, либо быть контрастного цвета, тогда ложась на золотую нить она дает отсвет и нижняя нить принимает оттенок прикрепляющей. Фон, выполненный золочеными нитями уложенными в разных направлениях дает и разнообразное восприятие поверхности.
Эффектно смотрятся работы выполненные «шитьем по карте». Таким способом обычно шьют растительные и геометрические узоры, буквы и орнаменты. Из плотного материала – картона, кожи – вырезаются элементы узора, наклеиваются в соответствии с рисунком на ткань и обшиваются нитью «в прикреп». Узор «прикрепы» (прикрепляющей шелковой нитки) заранее размечается на подложке, затем по нему шилом протыкают отверстия.
Вышивку с золотыми нитями и картонными вставками стирать нельзя, можно лишь медленно и осторожно очищать мягкой щеткой.
В золотном шитье часто используется мягкая и жесткая канитель. Мягкая легко режется ножницами, в получившуюся трубочку вставляют игла с ниткой и вышивают узор. Жесткая канитель свита в спираль, она эластична и выкладывается по форме рисунка, надо лишь следить чтобы края были отрезаны гладко. Шов золотом и серебром часто встречается в восточных вышивках – арабских, индийских, японских, китайских.
В небольшом поселке Биорки Коломенского района Московской области живет скромная
большеглазая молодая женщина с золотыми руками. Это Мария Назаркина. Она человек
очень редкой профессии — золотошвейка.
Редкая умелица — она вышивает
Рождественские и Пасхальные яйца, оклады на Библию, Молитвословы и Евангелия,
дамские сумочки и кошельки, записные книжки и косметички. Все её работы
выполнены на бархате, парче, тафте с применением золотных нитей, канители,
бисера, и украшены различными камнями (янтарь, гранат, бирюза, натуральный
жемчуг и пр.)
При оформлении часто используются миниатюрные иконы ручной
работы, написанные в стиле Палех, традиционные русские мотивы.
У нее
высшее образование — сельскохозяйственная академия им. Тимирязева. Затем два
года она обучалась шитью в Ново-Спасском монастыре. Оттуда помимо знаний и
навыков золотошвейного ремесла Мария вынесла и сохранила послушническую
скромность. А еще в ней живет огромная любовь к этому делу и, конечно,
дарованный свыше талант.
Кроме того , она работала в мастерской Валентина
Юдашкина и до сих пор выполняет заказы для ведущих модельеров.
Но самое
удивительное, на мой взгляд, что при всей своей занятости Мария, знаменитая
своим мастерством далеко за пределами Коломны, организовала кружок золотного
шитья в детской школе искусств «Березка» в родном поселке.
Темы для рисунков
Мария черпает в книгах и собирает, где возможно. Материалы, которые использует,
— бархат, нити, блестки, жемчуг, бусы и камни — сначала покупала на свою
учительскую зарплату. Сейчас ей финансово помогает областное Министерство
культуры
Работы Марии Назаркиной выглядят как раритеты дворцовой
роскоши, достойные серьезных культурных фондов и личных собраний
коллекционеров.
В канун Светлой Пасхи предлагаю вам посмотреть на её
чудесные пасхальные яйца.
«СПАСИТЕЛЬ»
16 сентября, 2013 — 11:47
Очень интересная работа. Всегда хотела заняться золотым шитьем, только думаю до этого нужно духовно дорасти. Поэтому, только любуюсь такой красотой.