Золотное шитье и русские золотошвейки
Золотное шитьё — это, пожалуй, в истории России самая дорогая и элитная техника ручной вышивки, которая осуществляется металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.
Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. Согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве на северо-западе Малой Азии, а оттуда пришло к римлянам
В истории золотого и золотного шитья практиковалось несколько технологических приемов изготовления нити. Самые древние нити – волоченные, из золота и серебра. Для их создания металл расплющивали молотом в тонкие листы, которые пропускали между двумя валами для придания большей гибкости и мягкости. Затем эти листы разрезали на узкие полосы, которые проволакивали через всё более уменьшающиеся отверстия и постепенно вытягивали до толщины волоса. Золотые нити могли быть в сечении круглыми («волока») или гранеными («волока», «грань»), а также плоскими («бить»).
Золотное шитье пришло на Русь из Византии. Византийская императрица Феодора (500-548 гг н.э.) со свитой в одежде с золотым шитьем. Мозаика San Vitale a Ravenna. 547 год
В XII веке изготовляли сложные нити, состоящие из шелковой нитки, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Помните, у меня был пост про ордынский халат из-под Астрахани? Женский халат из Золотой орды Вот там был именно такой тип золотного шитья
Другие разновидности сложных нитей создавали из металлической и шелковой или льняной нитей. Их, в зависимости от металлической составляющей, называли «золотными» (золото и серебро) или «мишурными» ( позолоченные или посеребрянные из меди, медно-цинкового сплава, олова, железа).
Сканую нить изготавливали, навивая волоченную нить на крашеную шелковую. Накручивали с просветами, так что основа оставалась видной, отчего скань называли еще «редко спряденным золотом». Цветовой оттенок такой нити зависел от цвета основы. Чаще всего для нее использовали желтый шелк, чтобы нить напоминала золото, но основа могла быть и другого цвета. У пряденой нити на шелковую или льняную основу навивали волоченную нить или бить так, чтобы просветов не было, отсюда ее другое название – «круто спряденное золото».
На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. На Руси золотошвейные работы выполнялись первоначально в монастырях.
Плащаница. Положение во гроб. Начало XV в.(1400-е годы) Холст (древний фон — синяя камка — утрачен), шелковые, золотые и серебряные нити; шитье
Явление Богоматери Сергию и праздники. Пелена. 1525 г. Бархат (древний фон утрачен), шелковые, золотые и серебряные нити, жемчуг, рубины; шитье. Вклад великого князя Василия III и великой княгини Соломонии Сабуровой.
Пелена подвесная. Царевич Димитрий (Угличский). 1650-е гг. Из собрания Пермской художественной галереи
В XV в. золотое шитьё стали применять не только для церковной одежды и утвари, но и для украшения одежды богатого люда.
На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – «светлицы», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI в. получили название «царицыных светличных палат»
В начале XVII века в Москве при дворе впервые было заведено местное производство золотых и серебряных нитей и канители, сначала немецкими мастерами, а чуть позже появились русские волочильщики.
Во второй половине XVIII века при изготовлении золотных ниток в употреблении появилась хлопчатобумажная нить желтого цвета.
Слева придворное парадное платье императрицы Александры Фёдоровны. Мастерская О. Бульбенковой. СПб, Эрмитаж. Справа кафтан и камзол императора Петра II
В XVIII-XIX веках происходит упадок церковного искусства, a золотное шитье cо второй половины XIX века становится народным промыслом, создаются артели мастериц. В этой технике вышивают обувь, женскую одежду, пояса, головные уборы, на заказ и просто на продажу. В монастырях золотыми и серебряными нитями расшивают предметы церковного убранства. Лучшие мастерицы украшали парадные наряды для царской семьи.
Нижегородский платок, золотное шитьё
Золотное шитье в прикреп золотными прядеными нитями и блестками по малиновому бархату. Костюм женский праздничный сарафан, рубаха, епанечка с шитьем. Первая половина XIX в.. Кокошник с золотным шитьем
Издавна существовало несколько разновидностей техники золотого шитья, но все они объединены одной особенностью, обусловленной особой фактурой используемых в работе нитей — они крепились поверх ткани, не протаскиваясь сквозь нее, — иначе, “вприкреп”. Нить укладывалась на лицевой стороне ткани и закреплялась шелковой нитью (либо в цвет металла, либо контрастной) при помощи различных швов.
Эффект золотого блеска создавался с помощью двух основных способов: когда нити располагали в разных направлениях на плоской поверхности и когда узоры создавались на выпуклой поверхности с использованием бересты или картона.
В наше время технология изменилась и для золотного шиья используют металлизированные нитки и шнур, шёлк или «ирис», но результат всё равно выглядит роскошно.
Bот здесь видео мастерицы, которая изучала храмовое золотное шитье и вышивает как светские вещи так и храмовые. Она рассказывает про чисто ручную технологию вышивки, а еще там много интересного про золотные нитки.
Предлагаю посмотреть очень интересное видео про работу современной золотошвейки, которая вышивает цветочные узоры именно таким «современным» образом
Вот она, элитная мода какая должна быть, а не бирки «элитных брендов», нашитые переоцененными и разрекламированными дизайнерами на нечто «сделано в Китае» и надетые потом на таких же переоцененных и разрекламированных инфлюнсеров
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
- Home
- Народное искусство
- Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов
Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов
Золотное шитье — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.
Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности и встречается у разных народов. Византийские и персидские мастера украшали золотым шитьем одежду и предметы быта еще в V веке. Позже шитье появилось в западной Европе — в основном, золотом шили церковные облачения. «Золотной» вышивка стала называться, когда вместо настоящего золота стали использоваться позолоченные нити.
Для золотого шитья нужно выбирать прочную ткань, которая выдержит тысячи проколов: бархат, кожа или сукно, иногда шелк.
История
На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.
История торжокского золотного шитья уходит вглубь веков. В ХII-ХIII веках, а то и ранее: при раскопках на месте бывшего кремля нашли расшитые золотом кожаные лоскуты, которые предположительно были денежными знаками. А «золотой век» золотого шитья приходится на XVIII-XIX века: работы мастериц из Торжка славились далеко за пределами Тверской губернии — вышивкой украшались головные уборы и сапоги, кафтаны и церковные облачения, праздничные костюмы и царские одежды.
Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.
Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались золотом. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.
Техники золотного шитья
Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».
В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.
Канитель
Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.
Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.
Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,
Расположение золотой нити над тканью
поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.
Схема процесса волочения золота
На ткань узор мастерицы переносили различными способами, один из самых распространенных — «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок. Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) — для темных тканей или синьки и керосина — для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси. В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.
До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.
Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре
Элементы узора церковного облачения
металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.
Уменьшенная копия платья Екатерины Великой
Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.
Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.
Золотое шитье на головных уборах
Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.
Современное панно мастериц Торжка
В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.
Центры
Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском
Шитые золотом сафьяновые сапоги
монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка.
Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами.
Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.
Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвей Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.