Золотое сечение для выкройки

Правило золотого сечения в одежде

Если вы где-то слышите или читаете про методику кроя, основанную на правиле золотого сечения, то знайте — это миф. Или, если быть точнее, наглый обман. Для построения основы выкройки правило золотого сечения не применяется

Выкройки строятся по другим принципам и даже если где-то при построении применяется правило золотого сечения, то это очень локально и на качество посадки изделия практически не влияет.

Очень кратко и упрощенно, что такое деление по правилу золотого сечения.
Это деление какой-либо величины в отношении 62 % и 38 %.

Для простоты еще пользуются соотношениями 5:8 или 3:5

Подробнее о правиле золотого сечения можно узнать из МК «Принцип золотого сечение в костюме». Мастер-класс доступен для изучения обладателям Абонемента «Хочу все знать!»

А где же все-таки применяется в одежде принцип золотого сечения?

Он может применяться для выбора длины изделия, длины отдельных предметов в комплекте, вот как на этом, очень распространенном в сети, рисунке.

Наверное, только ленивый не перепостил этот рисунок, пытаясь доказать важность золотого сечения в костюме. Только важность это надуманная. Даже для выбора длин принцип золотого сечения имеет ограниченное применение.

Кроме золотого сечения существуют другие не менее гармоничные пропорции костюма. И вы про них точно слышали и знаете))). Например, рукав длиной ¾ или брюки длиной 7/8 — это все проверенные временем и отточенные десятилетиями гармоничные пропорции.

Верхняя и нижняя части костюма могут относиться друг к другу в совершенно разных пропорциях, и это не менее гармонично, чем золотое сечение.

При выборе пропорций учитывается не только длина, но ширина, фактура материала, наличие декоративных элементов, яркость цветовых блоков, размеры и пропорции самой фигуры…

Поэтому нет и не может быть какой-то одной универсальной пропорции.

С одной стороны, это грустно, т.к. мы любим готовые решения, с другой стороны – это замечательно, т.к. открывает простор для творчества, и каждый может подобрать для себя то, что ему больше подходит.

Надеюсь, что с золотым сечением стало немного понятнее)))

Если хотите научиться пользоваться правилом золотого сечения для определения длин, например, для определения оптимальной длины жакета, одинаково хорошо подходящей как для юбки, так и для брюк, рекомендую вам мастер-класс «Принцип золотого сечение в костюме».

Мастер-класс доступен обладателям Абонемента «Хочу все знать!»

P.S. Приобретая Абонемент, вы в течение выбранного времени можете изучать любые МК Библиотеки с обратной связью от преподавателя.

СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВАШИМ ДРУЗЬЯМ ЭТО БУДЕТ ПОЛЕЗНО? ПОДЕЛИТЕСЬ С НИМИ В СОЦСЕТЯХ!

Красиво шить не запретишь!

Елена Красовская

Красиво шить не запретишь!

Руководство для новичков

Учитесь шить он-лайн с Еленой Красовской

Определение гармоничной длины при помощи золотого сечения (часть 2)

Здравствуйте, друзья!

После предыдущей публикации про определение гармоничной длины платья с использованием золотого сечения, мне пришло несколько писем с вопросами от читательниц по определению длины с помощью золотого сечения.

Цитирую один из вопросов:

” Елена, добрый день! Формула золотого сечения подходит только для стройных и молодых. В 56 лет эту формулу не применить. А как для такого возраста найти правильную длину?”. Светлана

Другие письма в целом со схожими вопросами – как определить нужную длину? как пользоваться золотым сечением? и т.п

Благодарю за вопросы! Раз они появились, значит тема может быть интересна широкому кругу читательниц.

Предлагаю рассмотреть применение золотого сечения подробнее, останавливаясь на разных вариантах.

Сразу оговорюсь, что рассмотренная схема нахождения длин, довольно относительна.

Для красивого, грамотного построения образа в целом, нужно учитывать разные нюансы – силуэт фигуры, осанку, рост, пропорцию, полноту, возраст , статус и предпочтения человека, выбирая комплексный подход.

ПРИМЕЧАНИЕ: Про силуэт читайте здесь , здесь и вот здесь;
Пропорции фигуры рассматриваются в этой публикации;
Типы телосложения тут;
Как определить осанку читайте на этой странице (кликайте по ссылкам, для перехода на нужную статью).

Но, для ориентирования при подборе длины и создания собственного образа, принцип золотого сечения будет хорошим дополнением и подспорьем особам сомневающимся и любителям точных цифр.

Не буду повторять данные из предыдущей статьи (её можно найти здесь), напомню лишь, что означает золотое сечение.

“Золотое сечение” – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, целая часть делится на две неравные так, чтобы меньшая её часть относилась к большей, как большая относится к целой части.

Если применить это утверждение к фигуре человека тогда выходит, что наиболее гармонично сложенная фигура будет иметь отношение верхней части ( от темени до талии) и нижней части (от талии до пола), как 3:5.

Почему именно такая пропорция?

Пропорции выступают в виде различных математических отношений. Самой гармоничной пропорцией считается «золотое сечение».

Напомню факт из прошлой публикации:

Профессор Цейзинг пришёл к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Относительно этого закона, голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Соответственно, если брать за единицу модуль, длиной равной длине головы, получается та самая пропорция, а среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6.

Отсюда получаем нужный коэффициент для женской фигуры. Кстати, мужская фигура с пропорцией 13 : 8 = 1,625, несколько ближе подходят к золотому сечению…

Вернемся к гармонии и определению гармоничной длины при помощи золотого сечения…

Возьмем, для примера, фигуру с ростом 167 см.

Применяя закон золотого сечения, делим 167 на 1.618 (коэффициент золотого сечения)

167 : 1.618 = 103.2 см.

Соответственно, наиболее гармоничное соотношение для данной фигуры, рассчитаем так:

167 – 103.2 = 63.8 см.

Таким образом пропорция 3:5 исполнена как 63.8 : 103.2 = длина от темени до талии : длина от талии до пола;

Для наглядности, приведу изображение:

Это идеальные пропорции для нашей “примерной” фигуры с ростом 167 см.. Вы можете измерить свой рост, рассчитать “идеальные” цифры, сравнить со своими и корректировать фигуру в соответствии с расчетами.

Например, если выяснится, что торс относительно ног удлинен, лучше выбирать одежду. зрительно удлиняющую ноги — завышенная линия талии юбок и брюк, платья в стиле ампир, широкие пояса и т.д .

Правда, удобный закон?

А теперь, давайте порассуждаем.

Зная закон золотого сечения (который не ограничивается данным утверждением, рассматриваемые в нем утверждения, гораздо шире – цель данной статьи не в этом…) можно определить нужную длину делением выбранного целого участка на коэффициент золотого сечения.

Продолжу на примере для фигуры с ростом 167 см.

Итак, нужно определить оптимальную длину юбки, для этого:

  • Измеряем длину от талии до пола сбоку (не забудьте повязать резинку/поясок на талию);
  • Делим получившееся значение на 1.618.

Допустим, длина от талии до пола равна 103.5 см.,

103.5 см. : 1.618 = 63.96 ( примерно 64 см.)

Это значит, наиболее гармонично на фигуре с длиной нижней части тела 103.5 см., будет смотреться юбка длиной 64 см.

Также можно рассчитать любое гармоничное сочетание длин – длину рукава, длину блузы, платья, жакета и т.д. – нужно взять целую часть за исходную и разделить на 1.618.

Помните? Целая часть делится на две неравные так, чтобы меньшая её часть относилась к большей, как большая относится к целой части.

Если упростить, тогда получится, что от целой части нужно найти примерно 2/3 – это и будет гармоничная пропорция.

Кстати, есть определенные таблицы пропорций соотношения длин одежды, можете воспользоваться ими.
Эстетически целесообразные варианты пропорциональных отношений одежды по высоте разработаны Т.А.Кравцовой (таблички увеличиваются по клику):

Исходным параметром для расчета является проекционное расстояние между точкой основания шеи и уровнем высоты талии.

ВАЖНО! Тема пропорций фигуры человека достаточно обширна, именно поэтому, при определении длины с помощью коэффициента золотого сечения, не нужно слепо доверять цифрам.

Оценивайте весь образ в целом, с учетом пропорций, силуэтных линий, полноты и возраста, доверяя своему вкусу.

А метод определения гармоничной длины при помощи золотого сечения, оставьте в своей швейно-рукодельной копилке для проверки ваших сомнений и предположений.

С пожеланиями удачи и верой в Ваш успех, Елена Красовская

Принцип работы с «золотыми лекалами»

Принцип работы с «золотыми лекалами»

Набор «Золотая Выкройка» был разработан немецкой компанией “Lutterloh”. Интересен и привлекателен особенно для начинающих модельеров тем, что содержит универсальные макеты почти трехсот различных моделей одежды для мужчин, женщин и детей. Используя эти макеты, можно всего за несколько минут построить идеально точные индивидуальные выкройки на основе всего лишь двух самостоятельно снятых мерок – объема груди и объема бедер.

Возникновение системы «Золотая Выкройка»

Система «Золотая Выкройка» была составлена в Германии в 1935 году. Ее принцип основывается на математической формуле «золотого сечения», один из постулатов которого гласит, что все части человеческого тела имеют определенные пропорции и соразмерности.

Примеры постулатов принципа «золотого сечения»

  • Длина рук, разведенных в стороны, соответствует росту человека.
  • Рост человека в 8 раз больше длины головы.
  • Длина окружности кулака равняется длине стопы.

Еще известные деятели искусства использовали эти знания столетия назад, создавая шедевры. Компания “Lutterloh” в свою очередь использовала знания о пропорциях в швейном деле и разработала систему так называемых «золотых лекал», позволяющих при помощи лишь двух измерений человеческого тела изготовить идеальную индивидуальную выкройку.

Пример работы с «золотой выкройкой»

Приблизительный алгоритм построения индивидуальных лекал.

  1. Закрепить выбранный макет на листе бумаги клейкой лентой.
  2. Снять мерки объема груди и объема бедер по выступающим точкам (в сантиметрах).
  3. Для раскроя используется специальная измерительная лента. На одном ее конце имеется оригинальная размерная шкала с мелкими цифрами черного и красного цвета, обозначающими объем груди и бедер. Числа начинаются с 50 и возрастают до 140 с шагом в 2 единицы.
  4. На шкале находится необходимое значение объема бедер. В точку рядом с этим значением вкалывается булавка.
  5. На каждом макете посередине имеется крест – в центр его всталяется булавка с измерительной лентой. Мерная лента должна свободно поворачиваться вокруг своей оси.
  6. Из каждого макета выходят линии, на концах которых указаны значения. Поворачивая ленту по этим линиям, нужно откладывать соответствующие значения и отмечать точки на бумаге.
  7. Соединив все отмеченные точки, вы получаете выкройку нужного размера.
  8. Если ваш рост отличается от стандартного, выкройка легко корректируется и по вертикали.

Золотое сечение или юбка по Злачевской — 3

Часть 3-я, завершающая, предыдущая статья — Золотое сечение или юбка по Злачевской — 2. Построение выкройки юбки-облипочки по методике Галии Злачевской

В прошлый раз мы научились точно рассчитывать растворы передней, боковой и задней вытачек для построения юбки. Эти формулы позволили нам полностью учесть отклонения наиболее выпуклых точек от талии, т. е. точно отразить рельеф фигуры в величинах растворов вытачек.

Однако этим построение не ограничивается, ведь наша цель — научиться строить или кроить “облипочку”, идеально сидящую на фигуре.
Следующим этапом будет определение ширины заднего и переднего полотнищ юбки.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

Некоторые — весьма уважаемые — методики конструирования, ориентированные на условно-типовые фигуры, предлагают переднее и заднее полотнища юбки брать одинаковой ширины. Однако у любой условно-типовой фигуры выпуклость живота меньше выпуклости ягодиц. Большая выпуклость оттягивает на себя больше ткани, значит, возникнут проблемы: боковой шов будет расположен с перекосом. Таким образом, налицо заведомо неточное построение.

Другие методики предлагают заднее полотнище юбки брать шире переднего на 1 см. Как мы уже говорили, большая выпуклость требует больше ткани. Вроде разумно. Но возникает вопрос: а почему, собственно, на 1, а не, к примеру, на 0,9 или 1,1 см? Ответ кроется в зависимости этих методик от условно-типовой фигуры, некоторого манекена, на который производится расчет. А этот манекенчик имеет определенное соотношение между выпуклостью живота и выпуклостью ягодиц. Манекенчик-то имеет, а Марья Ивановна нет! Поэтому для условно-типовых фигур увеличение ширины заднего полотнища относительно переднего на 1 см бывает оправдано (в основном), а на конкретных фигурах с индивидуальными особенностями этот прием не работает. И это всё потому, что формы наших Дам просто непредсказуемы! К примеру, выпуклость живота у конкретной фигуры может быть больше выпуклости ягодиц; это можно наблюдать на фигурах будущих мам. Такое соотношение встречается и на мужских фигурах — так называемый “пивной животик”. Именно обладатели таких фигур и нуждаются в изделиях индивидуального кроя. Поэтому рассчитывать ширину переднего и заднего полотнища юбки (а в дальнейшем — и брюк) надо на каждую фигуру индивидуально.

Вышеупомянутые методики выходят из создавшейся ситуации просто — рекомендуют все неточности построения устранять на примерках. Мы отказались от примерок, поэтому ширину полотнищ рассчитаем. Для этого воспользуемся имеющимися измерениями переднезадних диаметров талии и бедер — Д и d. Рассмотрите внимательно рисунок, приведённый ниже.

На нём показаны эллипсы горизонтальных сечений Марьи Ивановны по линии талии и бедер. Мы можем увидеть в профиль несимметричность фигуры: спереди выступает живот, сзади ягодицы. Проведём по центрам эллипсов вертикальные линии. Через середину большого эллипса проведём ось симметрии и обозначим её буквой О1. Через центр малого эллипса также проведём ось симметрии и обозначим её О. Оси, проведенные из центров эллипсов, не совпадут друг с другом. На практике это приводит к перекосу бокового шва, так как выпуклость ягодиц оттянет ткань на себя.

Для нахождения ширины передней и задней деталей примем как аксиому: “Боковой шов в изделии должен проходить по вертикали проведенной из центра малого эллипса, т. е. по вертикали О”.
В вышеописанном случае, когда ширина передней детали равна ширине задней, боковой шов проходит по оси большого эллипса, т. е. по оси О1. Глядя на чертёж, нетрудно заметить, что в области талии положение бокового шва несимметрично. Исправляя ситуацию на примерке, закройщик делает это “на глаз”, а, значит, успех операции уже зависит только от квалификации закройщика или конструктора, а не от самой методики построения.

Рассчитаем расстояние между осями эллипсов по формуле:

А теперь в числах:

Итак, расстояние между вертикалями равно 1,6 см. Отсюда находим ширину заднего и переднего полотнища изделия.

Ширина задней детали = ОБ:4 + ОО1 = 26,5 + 1,6 = 28,1 см.
Ширина передней детали =ОБ:4 — ОО1 = 26,5 — 1,6 = 24,9 см.

На первых порах Вас может испугать большая разница в размерах деталей.

Напомним, что, во-первых, построение делается на конкретную фигуру Марьи Ивановны. Если у нее ЗХ имеет внушительные размеры, то уменьшить их мы не в силах, а вот учесть — в состоянии. Во-вторых, наше построение — базовая основа, а не модель. Обычная прямая юбка тоже может иметь модельные особенности. Мы нанесем их позже.

Ширина переднего и заднего полотнищ юбки определены. Идём дальше.
Важным этапом расчетов является распределение боковой вытачки. Что под этим подразумевается и как этого делать нельзя?

Часто закройщики раствор боковой вытачки делят пополам и убирают с переднего и заднего полотнища по талии одинаковые величины. В результате дуга по линии талии спереди оказывается больше дуги по талии сзади. Итогом такой неосмотрительности — опять-таки! — будет перекос бокового шва.

Распределение боковой вытачки необходимо выполнять, обязательно сохраняя длины дуг по талии спереди и сзади одинаковыми!

Обхват талии нашей модели — 80 см. Дуги полуобхватов талии спереди и сзади должны быть одинаковыми, то есть быть равными 40 см.

Принято выполнять построения конструкций швейных изделий только на одну половину, хотя при работе с фигурами, имеющими индивидуальные особенности, можно наблюдать значительные отличия левой и правой половины: конкретная Марья Ивановна может оказаться немного — совсем чуточку! — кривобокой. В этом случае построения рассчитываются отдельно на левую и правую части фигуры.

Итак, дуга по талии составляет: 40 : 2 = 20 см.

Ещё раз взгляните на рисунок и убедитесь, что дуги по талии на переднем и на заднем полотнище юбки равны.
Ширина передней детали по талии плюс раствор передней вытачки составит: 20 + 2,3 = 22,3 см.

Тогда часть раствора боковой вытачки, которую мы должны убрать на переднем полотнище, будет равна ширине передней детали по бедрам минус ширина передней детали по талии с учетом раствора вытачки (см. выше). Теперь в цифрах: 24,9 — 22,3 = 2,6 см.

Другими словами, при растворе боковой вытачки величиной 4,7 см, 2,6 см из нее надо убрать с переднего полотнища. Соответственно на заднее полотнище остается:
4,7 — 2,6 = 2,1 см.

На каждую фигуру — мужскую или женскую, — независимо от возраста, рассчитывать это распределение необходимо индивидуально.

Возможно, поначалу расчеты покажутся Вам слишком сложными или излишне точными, да и на усвоение нового материала придётся потратить и силы, и время. Однако вскоре Вы заметите, как отсутствие примерок и точный, надежный крой, экономят Ваши силы, нервы и время.

Ширина заднего полотнища по талии рассчитывается аналогично: дуга по талии плюс величина раствора выта-чки, в данном случае — уже задней:

Можно выполнить проверку: 28,1 — (20 + 6) = 2,1 см. Как видите, всё точно! Можно приступить к построению выкройки.
Перед тем, как приступить к построению, решите для себя, над чем Вы будете экспериментировать: над бумагой или над тканью (рублей эдак по 2000 за метр вполне подойдёт). Оставив шутки, рекомендуем — как в известном фильме — потренироваться “на кошках” (то есть на бумаге). Не переживайте: с опытом к Вам придёт мастерство, и работа с бумагой останется в прошлом!

Итак, выполняем построение. Проводим горизонтальную линию, являющуюся линией низа юбки (см. рисунок). По центру ставим засечку и поднимаем вверх перпендикуляр, на котором откладываем длину юбки по боку (в нашем примере эта цифра равна 60 см).

Влево по горизонтали откладываем ширину переднего полотнища юбки по линии бёдер (по нашим расчетам это значение равно 24,9 см), а вправо — ширину заднего полотнища по линии бедер (у нас — 28,1 см).

От полученных точек строим вверх, к линии низа, перпендикуляры, на которых соответственно откладываем длину по переду (59,5 см, так как по меркам ДП меньше ДБ на 0,5 см), и длину изделия сзади 60 см (ДЗ по меркам равно ДБ).

По линии бокового шва опускаемся вниз от талии на величину БY (23 см). Ставим в эту точку ножку циркуля и радиусом, равным БY, проводим дугу — влево и вправо.

На переднем полотнище по дуге откладываем величину рассчитанной боковой вытачки (наши 2,6 см), а вправо, на заднем полотнище — величину боковой вытачки сзади (2,1 см). Соединяем полученные точки с точкой R. Боковая вытачка оформлена!

Заднюю вытачку следует располагать напротив наиболее выпуклых точек фигуры. Поскольку у нас нет возможности осмотреть рельеф ягодиц Марии Ивановны, предлагаю расположить вытачку по средине детали.
Длина вытачек равна ПY =8 см спереди и ЗY=18 см сзади.

Если подходить к Марии Ивановне, как к геометрической фигуре, следовало бы и переднюю вытачку расположить напротив наиболее выпуклой точки фигуры, т. е. посредине живота. В некоторых случаях она там и располагается, например, в моделях со складкой посредине переда, при этом не только не портя посадку изделия на фигуре, а даже способствуя ей. Но наша фигура — не столько геометрическая, сколько человеческая. А в человеческом обществе не делают — не принято, и всё тут! — вытачку посредине живота. Нас просто не поймут, поэтому передвинем её, расположив на детали переда в пропорциях “золотого” сечения. Действуем по принципу: если нельзя так, как надо (посредине), сделаем так, чтобы хоть красиво было.

Таким образом, мы построили юбку “в облипочку” на Марью Ивановну (прошу не путать с моделью или фасоном). Выбор конкретного фасона, т. е. нанесение модельных особенностей, членение изделия рельефными линиями с учетом рельефа фигуры — это уже следующий этап.

На чертеже вы можете увидеть построение юбки по нашим расчетам.

Изготавливая изделие на конкретного человека, вы всё равно добьётесь хорошей посадки на фигуре. Так не лучше ли будет заранее всё рассчитать и построить, чем учиться на собственных ошибках во время примерок? Впрочем, решайте сами!

Взято из интернета, сайт не помню, может, Сезон?

Для построение обычной юбки — добавляются прибавки на свободу облегания

Читайте также:  Петля для кружева крючок
Оцените статью