Искусство, пронесенное через века: Золотое шитье адыгов
МБУК «ЦБС» г. Майкопа
Искусство, пронесенное через века:
Золотое шитье адыгов
(Материал для проведения беседы)
Актуальностьтемы — возрождение культуры народа через декоративно – прикладное искусство.
История возникновения и становления золотого шитья адыгов.
История возникновения и применения золотошвейного искусства уходит своими корнями вглубь веков. О времени появления вышивки на территории Северо – Западного Кавказа можно выдвинуть следующие версии:
С древнейших времен тесные культурно – экономические связи народов Северо – Западного Кавказа с населением Передней Азии имели следствием неоднократного появления у первых великолепных изделий из золота и серебра и, возможно, металлических вышивок. Интенсивное освоение греками Северного и Восточного Причерноморья примерно с VII в. до н. э. привело к возникновению постоянных торговых факторий и первых полисов, которые способствовали проникновению в соседние регионы греческого образа жизни, а с ними и золотого шитья. Золотошвейное искусство проникает на Кавказ со скифами. Проникновение золотых нитей с Востока по Великому Шелковому пути (VI – IХ вв.)
Первые письменные сведения о наличии у предков адыгов золотой вышивки появляются лишь в Х в. н. э. Арабский путешественник и географ Абу – аль – Хасан Масуди писал о женщинах касогов, что «… они носят белые одежды, римскую парчу, пурпур, иные виды шелковых материй, затканных золотом». История дальнейшего развития этого вида искусства в последующие пять веков окутана тайной. И лишь в XV веке итальянский путешественник Интериано сделает упоминание о знатных черкешенках — умелых вышивальщицах. К концу ХIХ в. на Кавказе складывается сложная ситуация: в 1864 г. завершается Кавказская война, в 1867 – 1868 гг. отменяется крепостное право, начинают проникать элементы капиталистических отношений, происходит массовое выселение адыгов за пределы Кавказа. Все эти факторы сыграли негативную роль в развитии золотошвейного искусства, наблюдается его резкий упадок, приведший в начале ХХ в. к ослаблению жизнеспособности ремесла. Так, писала о сближении горской одежды с европейской. С 1870-х годов адыгские женщины стали чаще использовать вышивку «бэзэридэ», новые мотивы и материалы для рукоделия: блестки, бисер, стеклярус, а для украшения одежды – фабричную тесьму и кружева.
В 30-е годы ХХ в. в быт адыгов широко вошли фабричные галантерейные изделия, обувь, головные уборы.
Кто же занимался золотошвейным искусством?
Шитьем золотом и изготовлением басонных изделий в основном занимались представительницы знатных родов, обучение которому составляло обязательную часть их воспитания. Тем не менее, обильно украшенная золотым шитьем одежда господствующих классов делалась не только руками знатных женщин, но и девушками зависимых от них сословий.
Кроме того, вышивка золотом или сами нитки были до конца ХIХ в. основным атрибутом свадебных, детских и погребальных обрядовых циклов.
В прошлом «женщины делали много вышивок золотом и серебром для украшения лошадиных седел, колчанов, луков, стрел, своих легких башмаков и полотна, из которого делают платки». Но самое основное применение золотошвейного искусства – украшение женской одежды и обуви.
Мастерство черкешенок высоко ценилось. Ведь им было достаточно посмотреть на человека, чтобы без примерок (прикасаться женщинам к мужчинам запрещалось) сшить черкеску без единого изъяна. Желая превознести мастерство швеи, говорят: «Шыу гъуэщрык1уэм бзыпхъэ трех» («Снимает мерку с едущего всадника»).
Однако золотошвейное искусство имело не только положительное воздействие на воспитание девушек, но и отрицательное. Занятия вышивкой при плохом освещении отражались на зрении мастерицы, в целом на здоровье.
При применении золотого шитья руководствовались определенными критериями: социальная принадлежность, возрастной ценз и род деятельности. Простолюдины имели право украшать только праздничную одежду. Княжеские одеяния, как повседневные, так и праздничные были отделаны вышивкой, галуном или сутажом, отличались они лишь по обилию украшения. Тем не менее, праздничный девичий костюм и платье молодой матери были наряднее, чем облачение пожилой женщины.
Четыре вида техники золотого шитья
Адыги использовали четыре вида техники золотого шитья: шитье «в прикреп», шитье «гладь», тканье галуна и плетение басонных изделий, кружев.
Для всех видов шитья применяли трафареты, вырезанные из бумаги, картона, а в давние времена – из пузыря животных. Их так же выдавливали на глиняных плитах, которые затем обжигались. Трафареты изготавливали сами вышивальщицы, но были и специальные мастера по вырезке узоров. В основном это были женщины. Секреты изготовления узоров передавались из поколения в поколение. При изготовлении шитья «в прикреп» или выкладкой («дышъэидагъ») пользовались трафаретом только для нанесения контура узора, что позволяло его многократное использование. Когда же шили гладью, трафарет оставался под шитьем.
Наиболее ценным и, несомненно, самым старинным был способ шитья «в прикреп» — «дышъэидагъ».(Рис 1-2) На пяльцы натягивали простую белую ткань, на которую при помощи трафарета наносили узор, обводя его ниткой, кусочком мыла или карандашом, чаще всего изображались геометрические фигуры. В границах рисунка, нанесенного на белую ткань, делали настил из тонких шелковых ниток, которые прокладывались параллельными рядами. Настил служил для счета стежков. При шитье золотые и серебряные нити накладывали поперек, прикрепляя тончайшим шелком по краю орнаментального поля стежками снизу к настилу (при золоте – оранжевыми, при серебре – белыми). В результате на готовой вышивке получался мелкий внутренний узор геометрического характера. Шитье «в прикреп» требовало ювелирной точности и большой затраты времени – над кружочком диаметром 5-6 см мастерица трудилась около месяца. Как только вышивка была готова, ее начинали обрабатывать: лицевую сторону вышивки лощили кабаньим клыком или костяной гладилкой, а с изнанки для твердости промазывали клеем. Затем готовый мотив вышивки осторожно вырезали из белой ткани и хранили как заготовку, иной раз по многу лет. Когда приступали к украшению какого – либо изделия, готовые части шитья раскладывались на ткани, подчиняя композицию узора форме будущей вещи. Отдельные элементы вышивки соединялись галуном или шнуром в виде орнамента. Шнуром также окаймляли края вышивки, чтоб прикрыть стежки по краям.
Второй вид техники шитья (Рис 3) – гладь, более поздний, он считался более простым и дешёвым по сравнению с основными видами шитья, о чем говорят названия этого способа: «базарная вышивка», «городская вышивка». Этот термин может указывать на занесение данного типа вышивки из другой этнической среды. Наибольшее распространение гладь получила в XIX — в начале XX веков, хотя встречалась и раннее. Узор вышивался непосредственно на украшаемой ткани. Предварительно из бумаги или тонкого картона вырезали трафарет, нашивали его на ткань, а затем покрывали поперек золотыми или серебряными нитями, закрепляя их шелком по контуру узора. Иногда контуры обводились тонкой тесьмой. Шитье «гладь» не лощили, и оно было более выпуклым за счет самого трафарета из картона или дополнительной прокладки. Вышивка гладью применялась чаще всего на мелких вещах, а в одежде – на женских головных уборах и нагрудниках.
В конце XIX — в начале XX веков на одежде. Кисетах и веерах можно было одновременно встретить сочетание первого и второго вида шитья.(Рис 4-5)
Третий вид – это тканье галуна (шъагъэ) на дощечках (Рис 6 — 10), являющееся самым старинным приемом ткачеств на территории Европы и широко распространенное на Кавказе. В качестве ткацкого станка служили четырехугольные тонкие деревянные дощечки (пхъэмбгъужъый) размером 6 – 8 см. По углам каждой дощечки просверливалось от четырех до шести отверстий.
Через эти отверстия мастерицы протягивали нитки двух цветов. Чтобы получить желаемый узор. Красота этих узоров зависела от сложности перебора ниток. От количества полок для узора на галуне и ширины галуна зависело количество дощечек. Обычно их бывало 15, 75, 85, 95.
Готовая часть галуна наматывалась на металлический крючок, так называемый «шагъэкIэрыдз», прикреплявшийся к поясу мастерицы.
В женской одежде галуном прежде всего богато украшалась шапочка – «дышъэ паIо». Околыш шапочки этого типа делался целиком из галуна. Галун употреблялся для выделения швов и обшивания краев одежды, особенно женской, а также входил в вышивку. Выделение шва одежды галуном придавало фигуре подчеркнутую стройность и являлось элементом, весьма украшавшим одежду.
И, последний вид – плетение басонных изделий (тесьмы «уагъэ», кистей «кIыцэ цIыкIу», шариков «дэнлъэч». подвесок) (Рис. 11-17). В золотой вышивке широко применялась тесьма в сочетании с расшитыми элементами в технике « в прикреп». Разнообразные по типу шнурки, имеющие круглое или плоское сечение, плелись наиболее примитивно, без всякого станка, только руками мастериц.
Тесьма, плетущаяся из ниток, особенно золотых, имела иногда вид сложной цепочки и использовалась тогда не для обшивания одежды, а в виде отдельного элемента: шнур для револьвера, шейное женское украшение, шнур для часов. Из них же оплетается крупный шарик – пуговица – чыIу для верхушки женской шапочки, причем основой служит пучок ваты или ниток, оплетенный золотым шнуром. Мелкие кисточки украшают женскую шапочку, спускаясь на шнурке в виде бахромы, прикрывают переднюю часть шапочки. Большой кистью из шелковых и золотых нитей украшается конец мужского башлыка. Таким же шнуром или золотыми и серебряными нитками оплетались часто кисти покупного шелкового платка, образуя шарики.
Из плоской тесьмы плелись различные кружева.
Золотое шитье на современном этапе.
Если в первые десятилетия ХХ в. в аулах еще можно было встретить мастериц – золотошвейниц, то в дальнейшем оно пришло в упадок, как и многие домашние ремесла. А в 1940 – е годы золотошвейное искусство исчезает из быта горянок.
Только благодаря и в литературе сохранились некоторые сведения об искусстве золотого шитья в 1930-е годы.
В 1970-е годы , модельер — конструктор, по образованию, попытался возобновить изготовление вышивок золотыми нитями, но потерпел неудачу. И лишь вначале 1990-х гг. в Кабардино-Балкарии Вячеславом Мастафовым была создана золотошвейная мастерская, где желающих обучают золотому шитью и выполняют вышивки на заказ. Одна из первых его учениц Сафиет Сет, ныне художник-модельер, мастер золотошвейного искусства Республики Адыгея стала во главе возрождения этого древнего искусства в Адыгее.
Радует тот факт, что золотое шитье переживает второе рождение. В Кабардино –Балкарии, Адыгее все больше и больше желающих научиться этому древнему искусству. Опытными мастерами проводятся мастер – классы, курсы по обучению этому виду декоративно – прикладного искусства. В образовательных учреждениях ведутся кружки.
Золотое шитье становится одним из востребованных видов декоративно – прикладного искусства адыгов. На прилавках магазинов все чаще появляются изделия вышитые вручную. Ценители этого древнего искусства могут приобрести предметы домашнего интерьера вышитые в ручную( картины, текстиль, чехлы на телефон, обложки на книги и записные книги, брелоки). (Рис. 18 — 23)
Современные модницы предпочитают носить одежду украшенную элементами вышивки. Так же в гардеробе городских красавиц появились аксессуары с золотым шитьем (сумочки, клатчи, пояса, платки и т. д.)
Ознакомившись с золотошвейным искусством адыгов, ощущаешь чувство восторга, гордости и в тоже время горечи, за несправедливо забытое искусство. Людям пытающимся возродить это древнее старинное ремесло приходится по крупицам собирать материалы, т. к. техника золотого шитья была практически безвозвратно утеряна. Но благодаря стараниям энтузиастов, техника золотого шитья возрождается.
Список использованных источников и литературы
Азаматова, народный орнамент/ Майкоп, 1960. Котляров, В. Живая связь времен. Декоративно – прикладное искусство Кабардино – Балкарии/ В. Котляров — Нальчик, 2007. Саральп, М. Л., В реке времени…/ — Санкт – Петербург, 2009. Студенецкая, народов Северного Кавказа XVIII – XX вв. / – Москва: Наука, 1989.; Теучеж, искусство адыгов/ – Москва, 2005. Шиллинг национальные узоры/ – Искусство — 1940. — № 3.
Инструменты и приспособления для вышивания(рис.1)
Первый вид золотого шитья – Второй вид золотого шитья — «базарная вышивка»,
шитье «в прикреп» — «дышъэидагъ»(рис.2) «городская вышивка»(рис 3)
Вышивка в изделиях(рис 4 — 5)
Третий вид золотого шитья — тканье галуна (шъагъэ) на дощечках
Инструменты и приспособленияТехника изготовления галуна(рис. 7)
для изготовления галунов(рис.6)
Разновидности галуна (рис.8)Использование галуна(рис.9-10)
Четвертый вид золотого шитья — Плетение в изделиях(рис.12 — 17)
плетение басонных изделий.(рис.11)
Золотое шитье на современном этапе(рис.18-23)
Золотое шитье адыгов (черкесов)
Главное
Золотое шитье адыгов, одно из древних ремесел на Западном Кавказе, стало уникальным искусством, благодаря своим характерным особенностям и самобытному стилю шитья адыгских мастериц. Золотошвейное искусство адыгов отличается от техник шитья других народов гармоничным сочетанием вышивки с галунами, сутажом и басонными изделиями из золотых и серебряных нитей. Адыгские золотошвеи всегда тонко продумывали свои орнаментальные композиции, используя все эти изящные украшения.
История
Впервые в письменных источниках о золотом шитье адыгов упоминает арабский путешественник Масуди в X веке, хотя археологический материал указывает на более древнее происхождение ремесла, уходящее корнями вглубь тысячелетий. О знатных черкешенках – умелых вышивальщицах – писал генуэзец Интериано, посетивший Черкесию в XV веке. Адыгские рукодельницы расшивали золотом и серебром праздничные женские платья и шапочки, веера, настенные панно, футляры для пистолетов, колчаны, черкесские седла, кисеты, украшали галунами ножны черкесских шашек.
С давних времен адыгские мастерицы умело владели четырьмя техниками золотого шитья, самым древним и сложным из которых было шитье «вприкреп» или по-адыгски «дышъэ идагъ». Более поздней техникой является шитье «гладь». Черкесские мастерицы также ткали галуны и владели басонным плетением.
Вышивальщицы передавали секреты ремесла из поколения в поколение. Наиболее распространенными мотивами в вышивке были зооморфные, геометрические, антропоморфные и растительные. Черкесские орнаментальные композиции восходят к древним знаковым системам, связанным с давно утраченными обрядами и культами. Особое место среди них занимает тамга – фамильный или родовой знак.
Золотошвейному ремеслу обучали с детства. Навыки в рукоделии были обязательной составляющей воспитания адыгских девушек, в особенности — аристократок. Умение искусно вышивать золотом и серебром, ткать галуны на дощечках, плести басонные изделия (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески) высоко ценилось. Золотое шитье вырабатывало терпение и усидчивость, учило послушанию, уважению к старшим и труду. Адыгские мастерицы славились на всем Кавказе и далеко за его пределами.
На рубеже XIX – XX веков фабричные изделия стали вытеснять ручные золотошвейные работы. Тем не менее, это древнее искусство не исчезло окончательно, поскольку единичные вышивальщицы продолжали им заниматься в аулах, сохраняя традиционное наследие своего народа.
Состояние
В конце XX века в Адыгее интерес к золотому шитью адыгов проявляется как в прикладном творчестве, так и в науке. Художник-модельер Юрий Сташ преподавал его техники в Адыгейском государственном педагогическом институте и возрождал его традиции в декоративно-прикладном творчестве. Нуриет Теучеж начала научное исследование, завершившееся успешной защитой кандидатской диссертации «Золотошвейное искусство адыгов: Историко-этнографическое исследование» в Институте этнологии и антропологии РАН. Мастерицы Сафиет Панеш и Лариса Гумова обучали техникам шитья, возрождая ремесло.
Сегодня в Республике Адыгея традиции золотошвейного искусства адыгов сохраняются, развиваются, продвигаются и популяризируются. С конца XX века количество мастеров увеличилось в десятки раз. Их изделия выставляются в Национальном музее Республики Адыгея в постоянной экспозиции и принимают участие во всероссийских, межрегиональных и региональных выставках. Среди известных мастериц Сафиет Сет (Панеш), Лариса Гумова, Гошефиж Абредж, Севиль Едыдж, Зурета Джаримок, Аза Битова, Анжела Исаева, Бэла Боджокова, Рузана Чурмыт, Эльза Хакунова и другие. Ежегодно проводится республиканский конкурс среди мастеров по золотому шитью. В детских школах искусств и во многих сельских домах культуры районов детей обучают техникам этого ремесла. С 2005 года при поддержке Министерства культуры Республики Адыгея проводится региональный конкурс «Золотая нить Сатанэй», названный в честь героини адыгского Нартского эпоса.
С 2018 года в столице Адыгеи празднуется 23 июня День Черкешенки или День мастерицы Сатанэй. Мастера по золотому шитью проводят мастер-классы для всех желающих. Развитие и продвижение золотошвейного искусства адыгов в республике ведет к тому, что оно становится региональным этнокультурным брендом.
Музеи, где представлены экспозиции с золотошвейными изделиями: — Национальный музей Республики Адыгея (г. Майкоп), — Северокавказский филиал Государственного музея Востока в г. Майкопе, — Краеведческий музей г. Адыгейска, — Историко-этнографический музей аула Джамбечий (Красногвардейский район), — Мемориальный дом-музей Ц.А.Теучежа в ауле Габукай (Теучежский район).
Впечатления
Кто хоть раз видел, как искусно вышивают, плетут и ткут мастерицы из Адыгеи, тот захотел бы научиться сам этому ремеслу, его азам и техникам. Золотая или серебряная орнаментальная вышивка на бархате или шёлке, узорчатые этнические аксессуары, выполненные в технике басонного плетения, и прочные адыгские галуны, для изготовления которых требуется от 30 дощечек и более, очаровывают своей неповторимой магией и самобытностью. Неудивительно, что их изготовление требует от мастериц большого внимания и огромного труда.
Изделия мастеров республики гармонично сочетаются и на традиционной женской шапочке, и на праздничном женском платье, и на строгом мужском башлыке. В Адыгее всегда можно приобрести золотошвейные работы как изысканные сувениры на долгую память.