Орнаментальное и золотое шитье в России на рубеже веков
Когда мы готовили этот материал в нашей мастерской очень долго его обсуждали. Насколько он может быть интересен широкому кругу читателей, а не только увлеченным этой техникой людям. И может быть так и не «отважились бы» вынести его на «суд» широкой аудитории, а ограничились бы публикацией в Блоге, но его судьбу неожиданно за нас решила одна публикация «Английская вышивка XV-XVII веков — всеобщее хобби» (материалы для неё собрала и обработала хозяйка магазинчика «Лето на даче»).
Вернее не сама публикация, а один из комментариев к ней . Он нас зацепил, задел, тронул за живое . А звучал он так . «за державу обидно!» . Правда, сразу оговорюсь, речь в нем шла, конечно же, не о державе, а об одном из видов вышивки, но нас он поразил направлением мысли . очень много было различных публикаций на тему вышивок, но вышивок зарубежных . английских, французских, американских . Но, увы, никто не писал о таком потрясающем виде вышивки как лицевое, орнаментальное и золотное шитье в России.
Немного исторического материала:
Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течение столетий поступали из Византии памятники ее искусства. Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.
Голгофский крест (фрагмент), XVI век, мастерская царицы Марии Григорьевны.
Дошедшие до нас памятники лицевого шитья, выполненные русскими мастерицами, являются произведениями высокой культуры, в которых сочетались талант художника и тонкий вкус, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц. «Живопись иглой» — так назвал это искусство один из его исследователей.
Рисунок для вышивки обычно делали художники – иконописцы. На Руси XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами. В Греции, на Афоне и в др. центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины. На Руси – только женщины. Фоном для вышивки служили однотонные ткани – камка, тафта, шелк, атлас, — под которые для крепости подкладывали холст или хлопчатобумажное полотно. Личное* (обнаженные части тела и лик) шили на проем гладьевыми швами (атласным и в раскол). Серебряные и позолоченные (золотные) нити были: пряденые, волоченые, сканые. Ими шили «на проем» (в раннее время), но чаще – «в прикреп», иногда по настилу из толстых льняных или х/б нитей, и пришивали цветными шелками, создающими при этом разнообразные швы и узоры.
Стихарь, оплечье (фрагмент растительного узора), XVII век, вложен в Троице-Сергиев монастырь.
Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. Во главе такой мастерской стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся «штат» мастерской, иногда насчитывающий до 100 мастериц. В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки.
Мастерицы специально обучались художественному шитью, их труд ценился высоко. Недаром Иван Грозный забирал в дворцовые светлицы искусных вышивальщиц у опальных или казненных им бояр. А в одной из повестей XVII в. рассказывается, что окольничий Василий Волынский, человек недалекого ума, получил в управление Посольский приказ не только благодаря угодничеству и лицемерию, но и высокому искусству вышивальщиц своей супруги.
Искусство древнерусских мастериц ярко проявилось как в лицевом, так и в орнаментальном и жемчужном шитье. Жемчугом богато украшали не только роскошные парадные одеяния представителей знати, но даже праздничные крестьянские одежды, поскольку он в большом количестве добывался в реках русского Севера. Широко использовался жемчуг как местный, так и привозной, морской, для украшения облачений духовенства. Жемчугом обнизывали на изделиях контуры фигур святых, вышивали разнообразные орнаментальные узоры, часто дополняемые сверкающими самоцветами.
Женский сапожок, вторая половина XVII века, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Высота сапожка 56 см., длина ступни 20,7 см., высота каблука 4 см. Бархат, кожа домашней козы, золотный шнур, тесьма золотая, нити хлопчатобумажные, жемчуг, шитье, низание.
В 18 — 19 веках происходит упадок церковного искусства. Внешняя украшенность храмовой утвари не всегда соответствует ее символическому и богослужебному смыслу. В предметах этого периода практически отсутствуют композиции с шитыми ликами, само шитье серебром и золотом стремится к подражанию ювелирных техник. Октябрьская революция тоже не способствовала развитию этого вида искусства. Хотя абсолютного забвения церковного рукоделия не произошло.
В современных женских монастырях из поколения в поколение передаются навыки шитья. Но и в миру древнее искусство находит все больше и больше приверженцев. Для современного церковного шитья характерно отсутствие единой школы; соборный ранее труд стал более индивидуальным. Большинство мастериц учится на собственных ошибках, по крупицам накапливая опыт, ориентируясь на разные эпохи, скудные сведения из книг.
Одним из новых наметившихся направлений церковного шитья является «живописное» лицевое шитье, близкое к иконописи, или вышитая икона. Проблематика этого направления скорее кроется не в отсутствии материалов, адекватных древним, а в тех требованиях, которым должна соответствовать создательница вышитой иконы. Помимо высоких технических навыков, она должна обладать и внутренней духовной жизнью, иметь художественный вкус и знать иконописный канон, обладать навыками рисования, чтобы делать прориси. Для того чтобы икона была окном в духовный мир и служила средством общения между верующим и Богом, а не между зрителем и художником, нужна скромность и дисциплинированное воображение, не привносящее в образ никаких личностных толкований. Необходимым условием здесь должно стать благоговейное отношение к святыне.
Что такое золотное шитье? Золотное шитье – древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было всего два – три процента золота. Поэтому декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.
Искусство вышивки золотыми нитями зародилось на Востоке, принято считать, что к нам оно пришло более тысячи лет назад. Своего расцвета золотное шитье достигло именно на Руси, в XV – XVI веке.
Секреты мастерства передавались по наследству из поколения в поколение, и не каждая мастерица могла овладеть искусством сложнейшей вышивки. Со второй половины XIX века золотное шитье становится народным промыслом, создаются артели вышивальщиц. Золотыми нитями расшиваются пояса, сафьяновая обувь, женская одежда, головные уборы, изделия вышиваются по заказу и просто на продажу. В монастырях золотом расшивают предметы церковного обихода. Лучшие вышивальщицы украшали узорами парадную одежду для царской семьи.
Костюм парадный придворный императрицы Александры Федоровны, Государственный Эрмитаж.
Известно несколько разновидностей техники золотного шитья, но все объединяет одна особенность – нити крепились поверх тканей, особая фактура нитей диктует и особую технику шитья. Мастерицы шили вприкреп, золотная нить не протаскивалась сквозь ткань, а закреплялась на лицевой стороне с помощью различных швов шелковыми нитями в тон основной нити или же наоборот, контрастной нитью. У одних изделий поверхность была плоская, нити располагали в разных направлениях и так создавался эффект золотого блеска. Другие изделия имели выпуклую поверхность – на ткани закреплялись фрагменты узора, вырезанные из бересты или картона, и обшивались золотыми нитями.
Поручи, XVII век, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
При шитье вприкреп нить укладывается на лицевой стороне ткани вертикальными рядами вплотную одна к другой. Закрепляется при помощи вспомогательной нити поперечными стежками. Регулируя расстояние между ними, получают геометрический орнамент, который образуется на фоне золотной нити. Эти орнаменты и называются швами шитья в прикреп. У каждого из них есть несколько разновидностей и свое название – «перышко», «черенок», «городок», «ягодка». Кроме золотистой нити для швов в прикреп используют и цветные.
Золотом шили по бархату, шелку, парче и по плотным, суровым тканям, подложка делалась из холста. Ткань выбирали в зависимости от узора. Если он был сплошным и покрывал всю поверхность ткани, то ткань – основа подбиралась плотная, если же золотом вышивались только узоры, то использовали шелк, бархат или парчу, и ткань подбирали и по фактуре и по цвету. Кроме нитей в золотном шитье используют канитель для орнамента или для обводки контура узора, жемчуг и драгоценные камни для украшения изделий.
Золотное шитье очень тонкая и кропотливая работа, мастерице требовалось несколько месяцев, а то и больше года, чтобы закончить изделие. Лучшие образцы и сейчас хранятся в музеях, в Эрмитаже можно увидеть парадное платье Екатерины II.
Платье коронационное Александры Федоровны, Россия, 1825 год, глазет, серебряное шитье
(Текст подготовлен и собран из материалов, опубликованных в открытом доступе в Интернете на различных форумах и в сообществах любителей орнаментального и золотного шитья.)
А эту небольшую подборку фотографий мы готовили специально для вас, дорогие читательницы. Церковное облачение может поражать техникой исполнения, тонкостью работы, но сердце ни одной женщины не сможет остаться равнодушным к прекрасным бальным нарядам. И выбор именно этих фото не случаен. Они вобрали в себя всё, историю, традиции, всю красоту древнерусского костюма и невероятно тонкую работу мастериц, их исполнивших.
В феврале 1903 года в Зимнем дворце состоялся самый известный бал времен Николая II –костюмированный бал-маскарад, на время которого вся знать Российской империи облачилась в роскошные костюмы в «допетровском стиле».
13 февраля проходил сам бал, на котором танцевало около 400 человек. Все участники были в костюмах времен царя Алексея Михайловича. Дамы были в сарафанах и кокошниках, а кавалеры – в костюмах стрельцов. Музыканты оркестра также были одеты в древнерусские костюмы.
Костюмы в стиле la russe специально создавались по эскизам художников и стоили целые состояния. По настоянию императрицы все посетители бала были сфотографированы лучшими фотографами Санкт-Петербурга. Благодаря этим фотографиям и нескольким сохранившимся экспонатам мы можем увидеть все великолепие этих маскарадных костюмов, в которых широко представлены техники орнаментального, лицевого и золотного шитья.
Несколько чудом сохранившихся костюмов из экспозиции Эрмитажа
Царь Николай II в костюме царя Алексея и царица Александра в костюме царицы Марии.
Однако, мы бы хотели показать работы не только хранящие печать времени, но и современные. Это работы прекрасного человека Марии Юрьевны Назаркиной.
» . С самого детства Марии нравилось создавать красивые вещи своими руками. Уже в 13 лет она закончила городские курсы по вязанию, а в 17 лет курсы кройки и шитья. Занималась кружевоплетением на коклюшках, резьбой по дереву. С искусством вышивки Мария впервые познакомилась в Коломенской школе ремёсел. Под руководством мастера Крыловой Ирины Александровны она освоила различные типы вышивки: александровская цветная гладь, мстёрская белая гладь, объёмная вышивка по трикотажу, вышивка фурнитурой. Потом было обучение в Тимирязевской сельскохозяйственной академии и аспирантуре в лаборатории генной инженерии растений.
Поняв, что наука — это не то, чем она хотела бы заниматься всю жизнь, Мария решила вернуться к декоративно-прикладному искусству. В 1995 году она пришла в золотошвейную мастерскую Ново-Спасского монастыря в Москве. Там она познакомилась со всем многообразием материалов, используемых в золотном и лицевом шитье, изучила многие швы и приёмы. Два года в мастерской Мария вышивала предметы церковного обихода: покровцы, воздухи, поручи, епитрахили, митры, хоругви. Древнерусская вышивка настолько увлекла Марию, что она решила посвятить себя этому виду искусства. В своём творчестве Мария использует не только традиционную технику золотного шитья, но и сумела привнести некоторые собственные приёмы.
«Меня часто спрашивают, как я создаю свои работы и сколько времени это занимает. По-разному. Иногда образ возникает внезапно, и я сразу делаю набросок . Но так бывает не всегда. Некоторые идеи требуют длительного обдумывания, начиная с композиции и заканчивая выбором материала. Тогда процесс создания нового произведения может затянуться на долгие месяцы. Больше всего мне нравится делать пасхальные яйца. Это даёт такой простор для творчества! Если уж я начала вышивать яйцо, то остановиться невозможно, настолько это увлекает! Недавно я соприкоснулась с новым для себя творчеством. Я делаю вышитые ордена для коллекции русского военного мундира в частный музей. Эта работа очень интересна, так как позволяет больше узнать об истории России».
(Текст подготовлен по материалам сайта «Культура регионов России») .
Пасхальные яйца, выполненные Марией Юрьевной Назаркиной.
Огромное спасибо всем за внимание и терпение; всем, проявившим интерес к данному материалу; всем, кого он не оставил равнодушным. Орнаментальное и золотное шитьё это богатейшее наследие нашего народа, его потрясающе талантливых рук. А тех кто хотел бы сам освоить это непростое, но волшебное мастерство, приглашаем к нам в Творческую мастерскую «Берег ветров» на занятия к Марии Назаркиной. Удачи всем и до новых встреч!