- Золотное шитье. История
- Золотные нити
- Канитель, трунцал, фольга, блестки
- LiveInternetLiveInternet
- —Цитатник
- —Метки
- —Рубрики
- —Приложения
- —Ссылки
- —Новости
- —Музыка
- —Музыкальный плеер
- —Всегда под рукой
- —Шутливый гороскоп блоггера
- —неизвестно
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Друзья
- —Сообщества
- —Статистика
- История золотого шитья на Руси
Золотное шитье. История
Золотные нити
В истории золотого и золотного шитья практиковалось несколько технологических приемов изготовления нити. Самые древние нити – волоченные, из золота и серебра. Для их создания металл расплющивали молотом в тонкие листы, которые пропускали между двумя валами для придания большей гибкости и мягкости. Затем эти листы разрезали на узкие полосы, которые проволакивали через всё более уменьшающиеся отверстия и постепенно вытягивали до толщины волоса. Золотые нити могли быть в сечении круглыми («волока») или гранеными («волока», «грань»), а также плоскими («бить»).
1.Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу. 2.Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу.
В XII веке было известно изготовление сложной нити, состоящей из шелковой нитки, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Другие разновидности сложных нитей создавали из металлической и шелковой или льняной нитей. Их, в зависимости от металлической составляющей, называли «золотными» (золото и серебро) или «мишурными» ( позолоченные или посеребрянные из меди, медно-цинкового сплава, олова, железа).
Дно сборника. XVIII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями, битью и шнуром.
Оплечье фелони. Деталь. XVII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями в прикреп по черному бархату.
Пелена подвесная. Деталь. XVII в. Шитье золотными, серебряными и шелковыми прядеными нитями.
В торговых книгах XVII века золотные нити упоминались под названием «полузолотье». Сканую нить изготавливали, навивая волоченную нить на крашеную шелковую. Накручивали с просветами, так что основа оставалась видной, отчего скань называли еще «редко спряденным золотом». Цветовой оттенок такой нити зависел от цвета основы. Чаще всего для нее использовали желтый шелк, чтобы нить напоминала золото, но основа могла быть и другого цвета. У Пряденой нити на шелковую или льняную основу навивали волоченную нить или бить так, чтобы просветов не было, отсюда ее другое название – «круто спряденное золото».
Кокошник, затылочная часть. XIX в. Владимирская губерния. Шитье золотными прядеными нитями, битью и шнуром.
Золотое шитье в прикреп и на проем золотными прядеными нитями. Мундир обер-камергера 1-го класса, парадный, черного сукна. Конец XIX в.
Во второй половине XVIII века при изготовлении золотных ниток в употреблении появилась хлопчатобумажная нить желтого цвета. Золотые и серебряные нити много веков привозили на Русь в основном с Востока, и лишь в начале XVII века в Москве при дворе впервые было заведено производство их и канители немецкими мастерами, а чуть позже появились русские волочильщики. В торговле золотные нити, как и драгоценные металлы, измерялись старинной мерой «литрой» (1 литра – около 307 г) и золотниками (1 золотник – около 4,3 г). Пряденое золото и серебро при продаже измерялось также цевками (1 цевка составляла около 25,6 г).
Канитель, трунцал, фольга, блестки
К важным материалам золотошвейного дела относились канитель, трунцал, фольга, блестки. Производство всех этих материалов достигало больших размеров на рубеже XIX-XX веков. Согласно списку фабрик и заводов Российской империи, составленному Отделом промышленности в 1910-е годы, только в Москве насчитывалось восемь фабрик, выпускающих эту продукцию, на которых работало около 1000 рабочих.
Канитель – тонкая проволока, туго скрученная в виде спирали. В работе канитель нарезали на кусочки, продевали иголку с ниткой вдоль оси спирали и пришивали ее к ткани. Канитель в сечении бывала круглой, овальной или другой формы. Ее использовали и как основной материал для выполнения орнамента, и в качестве обводки контура узора. Канитель выделывали из золота, серебра или мишуры: гладкую или граненую, матовую или блестящую, иногда цветную. Особенно часто канитель применяли в шитье в XVIII-XIX веках.
Фелонь. Деталь. Первая половина XVIII в. Шитье серебряными прядеными нитями, битью, канителью, металлическими блестками в прикреп и на проем по красному бархату.
Трунцал (струнцал) — декоративный материал из упругой металлической (золотой, серебряной, мишурной) проволоки, которая туго навивалась на шелковую нить, составляя с ней одно целое. Обычно трунцал, круглый в сечении, в диаметре бывал до 2-3 мм. Его употребляли чаще всего для создания контура шитых золотом орнаментов. На рубеже XIX-XX веков в селе Чернуха Нижегородской губернии длинный отрезок трунцала в виде металлической нити, навитой на черную шелковую нить с проемами, использовали в качестве украшения «витейки».
Фольга — очень тонкий лист металла (золота, серебра, меди, медно-цинкового сплава, олова). При ручном производстве золотобит для получения фольги разбивал молотком вылитые из золота прутья, проволакивал их между двумя стальными валами и разрезал на небольшие плитки. Эти плитки он по нескольку раз помещал между пергаментными листами, потом – между кусками тонкой кожицы из бычьих кишок и, наконец, разбивал в листовое золото на гладком камне до необходимой тонкости. Оловобит разбивал молотом олово в тонкие листки без этапа плющенья металла между валами. Для яркости фольгу из мишурного материала золотили, серебрили или окрашивали цветной краской. Фольга очень разнообразила расцвечивала золотное шитье; ее прикрепляли к ткани шелковой или золотой нитью, а также канителью. В XVIII-XIX веках ее широко употребляли в народном шитье.
Епанечка. XIX в. Шитье золотными прядеными нитями и блестками.
Блестки – маленькие кружочки с отверстием посередине для пришивания (более древние блестки имели чуть выпуклую форму). Их изготавливали из золота, серебра, мишуры, цветной фольги, зеркального или разноцветного стекла. Стеклянные и зеркальные блестки были круглыми, овальными, трехгранными, квадратными, в виде звезды и полумесяца. Металлические блестки имели преимущественно круглую форму. Блесточник в работе использовал ровную гладкую наковальню и штемпель с гладкой рабочей частью. Из навитой спиралью медной проволоки он нарезал колечки, клал их на наковальню и расплющивал штемпелем. Узорчатые блестки еще выбивали по краям особенной высечкой, например, звездообразной. Блестки прикрепляли на ткань шелком, бисером, жемчугом и канителью. Довольно активное использование блесток началось в XVII веке, а в XVIII столетии они вошли в широкое употребление: иногда фон ткани между узором шитья весь заполнялся блестками, что в письменных источниках носило название «шитья блестками насыпью».
Фрагмент шитья золотными, серебряными, прядеными нитями, канителью и блестками. XVII в.
Золотое шитье в прикреп золотными прядеными нитями и блестками по малиновому бархату. Костюм женский праздничный. Первая половина XIX в.
Золотое шитье в прикреп золотными, серебряными нитями и металлическими блестками. Деталь оплечья. Конец XVII в.
Источник: Мадлевская Е.Л. «Русские народные украшения»
ООО «Бослен», 2016.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Журналист Андрей Норкин об Александре Захарченко
Бессмертный Полк на Лиру — Акция Прочитал сам — покажи другому! Кто забудет своё прошлое — у .
Сода для пользы огорода Сода для пользы огорода Сода – один из помощников дачни.
ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК СТАЛИНА — ОН САЖАЛ ТЕХ, КОГО НАДО БЫЛО ВЕШАТЬ. Спасибо СССР за красный фла.
ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ! Оригинал взят у rusfront2012 в ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО .
—Метки
—Рубрики
- жизнь (2170)
- политика (1351)
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ (450)
- Актеры (55)
- мои думушки (15)
- этика (11)
- сатанизм (10)
- мои корни (7)
- ИСТОРИЯ (1217)
- племена,народности (314)
- геноцид на украине (170)
- геноцид на украине (107)
- ВОВ (75)
- СССР (37)
- Петр 1 и его окружение (22)
- великие (11)
- территория загадок (10)
- оборона (6)
- полководцы (2)
- города России (754)
- РУСЬ (562)
- города моей жизни (43)
- арии,славяне,русь, (21)
- Ленинград,Питербург,Санкт-Петербург. (11)
- малая родина (9)
- книги (487)
- аудио-книги (162)
- любимые книги (91)
- легенды,мифы (40)
- исторические книги и фильмы (39)
- книги онлайн (10)
- картины (464)
- фотограф,фото (65)
- Золотая галерея русской живописи (59)
- живопись (33)
- цветы (13)
- Стихи (416)
- ДЛЯ СЕБЯ (374)
- гороскопы (125)
- магия,ритуалы (122)
- мир музыки (330)
- женский образ (246)
- своими руками (244)
- вязание (94)
- скульптуры (24)
- шитье (23)
- сад,огород (4)
- сад,огород (3)
- за гранью разумного (211)
- Вселенная (119)
- видео (210)
- путешествия (196)
- страны (90)
- Для друзей (176)
- С новым Годом (54)
- С Добрым утром (4)
- Добрый вечер (3)
- С Днем Рождения (2)
- все для компа (173)
- рамочки (62)
- копилка (5)
- флэш-эпиграфы (4)
- мудрость жизни (151)
- Знаете ли Вы? (26)
- высказывания великих мира сего (20)
- Обычаи,нравы, (8)
- правила жизни (6)
- уголок поэта (149)
- Красота (147)
- сады мира (57)
- остров сокровищ (36)
- карнавалы мира (9)
- дети,воспитание (139)
- русский язык (13)
- мультфильмы (1)
- кинофильмы онлайн (137)
- виртуальный театр (30)
- архитектура (117)
- замки (43)
- юмор (116)
- религия (111)
- язычество (47)
- Кулинария (107)
- выпечка (24)
- салаты (15)
- все из овощей (10)
- украшения блюд (10)
- мясные блюда (7)
- антиаквариат (100)
- артефакты (12)
- фото животных (91)
- храмы,соборы,монастыри (76)
- Здоровье (75)
- ПРИРОДА (75)
- Чудеса Природы (48)
- подводный мир (5)
- Крым (1)
- ДЕТИ (53)
- фэнтези,мистика,необъяснимое (50)
- сознание (47)
- музыка (47)
- Плейкаст (4)
- ПРИРОДА (31)
- советы для дома (31)
- камни (24)
- переделываем старые вещи (13)
- интернет-деньги (12)
- мастер-класс Косы (12)
- полезное (11)
- анимированные картинки (10)
- АСТРОЛОГИЯ (5)
- любовь (4)
- цитаты из книг (3)
- выставка (3)
- рецепты масок (1)
- ВОЛОСЫ (1)
- ПОГОВОРКИ (0)
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Индикатор места в рейтинге Яндексвот:)
- Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
- Музыкальный плеер
- узнай свой IPМы все о Вас знаем)
—Ссылки
—Новости
—Музыка
—Музыкальный плеер
—Всегда под рукой
—Шутливый гороскоп блоггера
—неизвестно
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Сообщества
—Статистика
История золотого шитья на Руси
Золотое шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.
Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спряденную нить, которую так и называли пряденой. Позже стали изготавливать пряденую нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название скань. Четвёртой разновидностью металлической нити была бить (названная так по способу получения), которая представляла собой очень тонкую и узкую полоску. Из битья путем скручивания этой тонкой полоски в спираль получали витушку, называемую также канителью. Разумеется, из-за дороговизны материала и трудоёмкости изготовления из него разных нитей весьма велика была и цена самих нитей.
На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века, но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV века. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Металлическая нить не только дорогая, но ещё и очень непрочная – хрупкая, ею нельзя шить, как простой льняной или шёлковой нитью. Её укладывали по узору на ткани и прикрепляли шёлковой нитью в цвет металла или очень ярких контрастных цветов, создавая одноцветные и многокрасочные узоры.
Золотошвейные работы выполнялись в те далекие времена в монастырях. В XV веке золотое шитьё стали применять и для украшения одежды богатого люда. На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – «светлицы», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV века занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI века получили название «царицыных светличных палат».
Одновременно, а по некоторым сведениям, даже и раньше, чем золотое шитьё, появилось на Руси жемчужное шитьё. Ведь во многих русских реках в изобилии имелся речной жемчуг. Мастера золотого и жемчужного шитья использовали в своих работах и драгоценные камни, и бисер, и стеклярус, а также цветной гарус из натурального шёлка. Расшивали головные уборы, кокошники, оплечья, воротники и манжеты, душегреи, разные сумы, сумки и сумочки, кошели, футляры для оружия и стрел, ножны и т. п. Все они были очень дорогими, передавались по наследству, составляли самую ценную часть приданого.
Постепенно небольшие мастерские укрупнялись, возникали золотошвейные артели. Одним из таких центров стала существующая до сих пор мастерская в Торжке.
Начиная с XVII века всё шире стали вводить в золотошвейную работу различные заменители натуральных дорогих металлов. Так, золотые и серебряные нити заменили позолоченными и посеребренными медными и бронзовыми, дорогостоящие камни и натуральный жемчуг – искусственными и стеклянными бусинами и пуговицами, вместо натурального шёлка стали применять искусственный, а позже и синтетический. В XX веке широко начали заменять металл искусственной пленкой. Так появился люрекс, а затем и нити с добавлением синтетического блестящего волокна, придающего металлический блеск шёлковой и хлопчатобумажной нити. Изобилие новых материалов, называемых золотными, имитирующих металлические и металлизированные нити, позволило заняться золотным шитьем большему числу специальных мастерских и индивидуальных вышивальщиц. Однако новые материалы остаются хрупкими и непрочными, что требует навыка в работе с ними и знания особых приёмов шитья
Рубрики: | города России/РУСЬ |
Метки: История золотого шитья на Руси рукоделие
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю