Золотое шитье россии где производят

Золотошвейное дело в городе Торжок

Золотошвейное дело – это одно из самых замечательных русских ремёсел. Оно начало развиваться с Х-го века, со времени принятия на Руси христианства.

Великолепные, расшитые золотом, убранства в храмах: завесы, хоругви, покровы, вышитые иконы, драгоценные облачении священников; княжеские и боярские одежды, парчовые ткани, на которых узоры были вышиты – всё это поражало иностранных гостей своей красотой и роскошью. Блеск и сияние золота, переливы драгоценных камней и жемчужного низанья превращало окружающую реальность в таинственный мир, в ослепительное зрелище.

Вышивать золотой нитью оказывается не просто, это дело канительное. Под словом «канитель» мы всегда подразумеваем что-то длительное и порой утомительное. А в старину канитель – это особым образом приготовленная нить, то есть на тонкую шёлковую нить спиралью накручивали золотую или серебряную тончайшую проволочку. Занятие нелёгкое и кропотливое.

Витая нить не только красивее простой, но и держится на ткани более прочно. Золотая нить сама по себе хрупкая и капризная, продёрнуть золотую нить сквозь ткань практически невозможно – она легко разрывается. Поэтому, чтобы украсить вышивку золотой нитью, её пришивают мелкими стежками на лицевой стороне или скручивают в канитель.

В первом случае золотая нить, плотно навитая на шёлковую, рядами укладывалась на поверхности узора, а затем прикреплялась льняной нитью, которая называлась нить — прикреп. Эта нить красиво выделялась на золотом и серебряном фоне, если она была цветной, то напоминала эмалевые украшения. Канитель использовали не только для вышивки, из неё делали кружева, петли, ожерелья, обвивку пуговиц и т.д. Из золота ткали ткани, кисти, плели тесьму.

Читайте также:  Вышивка икон бисером ариадна


Золотом украшали атлас, бархат, кожу, шёлк. Золотым шитьём были украшены и предметы домашнего обихода: полотенца, платки, скатерти и предметы конского убранства. В узорах шитья изображались птицы, барсы, сцены соколиной охоты, растительные мотивы. Очень часто мастерицы имитировали золотые ткани, привозимые из заморских стран. Они могли воспроизводить не только узоры, но и фактуру тканей.

Если на Руси и не было каких-то видов рукоделия, то однажды увидев их, русские мастерицы могли довести их до совершенства, какого не было до этого. Так рождалось русское искусство и мастерство. В русском народном искусстве заключались идеи добра, света и весны.

На Руси золотое шитьё было исключительно женским делом, которым занимались во многих уголках необъятной страны – и в боярских домах, и в крестьянских избах, а во главе этих занятий стояла хозяйка дома, которая сама и вышивала. Любили золотошвейное дело и в монастырях. Занимались рукоделием и более высокопоставленные особы княжеского и царского рода: Ефросинья Старицкая, сосланная Иваном Грозным в монастырь, жена и дочь Бориса Годунова – Ирина и Ксения.

Золотым шитьём чаще выполнялись изделия на православную тему. Вышивание, кружевоплетение, жемчужное низание на Руси любили, за этим занятием женщины всегда молились – одна читает «Жития святых» или Писания Святых Отцов церкви, а другие, слушая её, плетут, вышивают, вяжут. Русские женщины умели прясть, ткать, шить, вышивать. Иностранцы, приезжавшие в Россию, всегда отмечали особый дар русской женщины в этих делах. Золотошвеи создали прекрасные произведения, вышитые золотом и шёлком.

Великолепие золотого шитья мы можем увидеть в Московском Кремле, Троице-Сергиевой Лавре, Новодевичьем и других русских монастырях.

В более ранние времена вышивали настоящей, золотой нитью. Потом стали эффект золота имитировать, а шитьё стало называться не «золотое», а «золотное».

К началу XIX века вышивка металлической нитью постепенно исчезает, остаётся лишь на парадных придворных и военных мундирах.

Торжок – старинный городок, в котором в XIII веке зародилось русское золотое шитьё, остался, можно сказать, единственным местом в России, где сохранилось это мастерство. Умелые руки русских мастериц создали уникальные произведения, отличающиеся высокой техникой исполнения и декоративностью. В Торжке вышивают иконы, церковное облачение и утварь.

Старинный русский город и до сегодняшнего дня остаётся гордостью России. На фабрике «Торжокские золотошвеи» ассортимент продукции значительно увеличился и периодически обновляется.

Изделия, вышитые золотом и серебром, являются лучшим подарком, который по достоинству оценят любители изысканности, красоты и роскоши. Различные сумочки, косметички, очёчники, картины, платки, панно с изображением златоглавых церквей, иконы и другие виды изделий непременно порадуют вас.

На фабрике вышивают диванные подушки, скатерти, украшения (серьги, брошки, кулоны, заколки для волос), выполняются и индивидуальные заказы. Золотые руки мастериц вышивают золотыми нитями и современную одежду, и аксессуары, предметы интерьера и записные книжки, шкатулочки и различные эмблемы, и всё это прекрасно вписывается в современный образ жизни. Поэтому новая торговая марка от «Торжокских золотошвей» «TiZetta» – весьма популярное предприятие и среди молодого поколения.

Мастерицами золотошвейной фабрики Торжка оформлены Георгиевский зал в Кремле, Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, Константиновский дворец. Для Норильского кадетского корпуса изготовлено знамя с Российским гербом и иконой «Николая Чудотворца».

Русское золотое шитьё отличается совершенством композиций, все узоры соразмерны друг с другом, в них чувствуется определённый внутренний ритм, и даже поверхность, свободная от шитья носит орнаментальный характер. Не каждая могла стать золотошвейных дел мастерицей. Все русские мастерицы были поистине художницами, потому что душа русского человека всегда стремилась к красоте, а «красота – способ существования русского человека».

История появления и развития золотого шитья на Руси

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Золотая вышивка в древней Руси

Золотое шитьё – это одно из образцов старинного женского декоративно-прикладного искусства, которым исстари славились русские рукодельницы. По мнению историков, золотое шитьё появилось на Руси около десяти веков назад и пришло оно к нам из Византии. Нитки для золотого шитья изготавливались из золота, расплющенного в тонкие пластинки и нарезанного на очень узкие полоски.

Вышивка золотой нитью зародилась на Востоке, свидетельством этого являются первые археологические находки расшитых, вернее, сотканных из золотой нити предметов, которые датируются 6-5 вв. до нашей эры. Со временем это искусство распространилось по территории Сибири, Кавказа, Поволжья, Азии и Европы. Ученным часто встречаются предметы, вышитые золотой нитью, которые они находят в погребениях, датируемых 1-4 вв. нашей эры.

Такая техника вышивки применялась в старину для шитья золотой нитью элементов одежды и других предметов религиозного назначения. Золотое шитьё применялось также для украшения обычной одежды или различных декоративных элементов интерьера.

Как вышивали золотой нитью в разные века?

Художественные мастерские пятнадцатых веков занимались в основном лицевым шитьём, которое заключалось в вышивании цветным шелком ликов святых и различных библейских мотивов, что с удивительным мастерством выполнялось искусными рукодельницами того времени. Шитьё же золотыми нитками применялось в работах нечасто. Этими нитками, главным образом подчеркивались лица в композициях на религиозную тематику.

Изделия шестнадцатого века отличаются своей декоративностью, которая достигалась применением в работе нитей из золота и серебра, различных драгоценных камней и жемчуга. Роскошный вид и декоративность, пышное орнаментальное обрамление часто достигались в ущерб естественности и живописности изделия. Такая тенденция в дальнейшем сохранилась и еще более усилилась, а стиль изделий стал графичным в большей степени, чем раньше. Кроме большого количества драгоценных камней в золотом шитье, стали также использоваться так называемые «дробницы», которые представляли собой пластинки прямоугольной или другой формы из драгоценного металла, украшенного резным, чеканным или эмалевым изображением лика святого.

Характерной чертой изделий семнадцатого века является применение вышивки в «прикреп», техника выполнения которого достигла больших высот. Часто, вместе с этим, применялась также вышивка изделия «волоченой» нитью – фиксация на поверхности ткани тонких золотых проволочек. Также использовалась вышивка, так называемой, «золотной» нитью – шелковые или льняные нитки, которые обвивались, по всей длине, «волоченой» нитью. Применения шелка становится менее распространенным, его используют в основном для вышивки ликов и прикрепления золотой нити к ткани.

Кружево из золотых и серебряных нитей

Сохранились великолепные образцы одежды русских придворных восемнадцатого и девятнадцатого веков, которые, помимо золотого шитья, украшены также кружевом из золотых и серебряных нитей. Такое кружево распространилось на Руси в конце шестнадцатого века и пришло оно к нам из Западной Европы. Искусные русские кружевницы в своей работе применяли в основном заграничные нити из золота и серебра, которые ввозились в Россию вместе с готовыми кружевами в семнадцатом и восемнадцатом веке.

Кружева из золотой и серебряной нити отлично гармонировали с традиционными русскими тканями из парчи, богато украшенными золотым шитьём и расшитыми жемчугом. Это послужило причиной их невероятной популярности в те времена, ими украшались как одеяния священнослужителей и другие церковные принадлежности, так и одежды царей и бояр, а позднее и платья придворных. Следует отметить, что постепенно, вместо золотых и серебряных нитей стали использовать всего лишь позолоченную нить, а позднее применялись уже искусственные нити различных цветов.

Различные способы шитья золотом

При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить. Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа». Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» – полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» – полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.

Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке – пропускали нить через ткань. Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии. Или же, наоборот, применяли шелковую нить контрастного цвета и, в этом случае, ложась на нить из золота, она дает отблеск и нижней нити передается оттенок прикрепляющей.

Очень эффектный вид имеют изделия, выполненные с применением техники «шитья по карте». Такая техника обычно используется при вышивке геометрических и растительных узоров, орнаментов и различных букв. Для этого сначала вырезают необходимые элементы узора из какого-либо плотного материала, например, картона или кожи, далее наклеивают на ткань в соответствии с нужным рисунком и после этого их обшивают золотой нитью в «прикреп». Для прикрепляющей нити из шелка необходимо заранее разметить узор на подложке и потом с помощью тонкого шила проделать отверстия в нужных местах. Изделие с вышивкой, при которой использовались золотые нити и вставки из картона нельзя стирать, их можно только очищать очень мягкой щеткой, медленными и осторожными движениями.

Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель». Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка. Шов золотом и серебром можно встретить в восточных вышивках – индийских, арабских, китайских или японских.

Оцените статью